Почему Яаков был наказан за обман? Ведь Ривка обещала взять проклятье на себя!12 января, отвечает Рав Менахем Эпель
Почему именно Иакову вернулся обман (дети подсунули одежду с кровью ягнёнка) — за его обман (шкура ягнёнка и одежда Исава)? Ведь Ривка (мама) говорила я возьму на себя проклятье за этот обман!!! Георгий Читать дальше |
|
Почему Яаков заповедал сразу похоронить его в Земле Кнаан, а Йосеф — нет?1 января, отвечает Рав Менахем Эпель Шалом. У меня такой вопрос. В главе Ваехи мы читаем о смерти Яакова и Йосефа. Но Яаков заклял похоронить его в земле Кнаан, а Йосеф попросил забрать его останки, когда все будут выходить из Египта. Почему Йосеф должен был остаться в Египте, а Яакова вынесли из Египта сразу? Ведь если бы он попросил, чтобы его сразу похоронили в земле Кнаан, то братья исполнили бы его просьбу и ни одно войско не остановило бы их. Заранее спасибо за ответ. Моше Читать дальше |
|
Почему Йосеф обманом вызывает к себе Биньямина, рискуя жизнью своего отца?27 декабря 2020 года, отвечает Рав Меир Мучник Здравствуйте! Вопросы: почему Яаков послал Йосефа одного в опасную землю Шхем к ненавидящим Йосефа братьям, не приставив даже никого из слуг для безопасности? Ведь даже если он считал Йосефа праведником, всё равно следовало соблюдать осторожность. Почему потом Яаков решил, что Йосефа растерзал зверь, а не убил человек? И почему не послал кого-нибудь хотя бы за телом, чтобы похоронить? Почему Йосеф в Египте говорит: «Дал забыть мне Б-г… всё (в) доме отца моего» (Берешит 41:51), а не только братьев? Наконец, почему Йосеф обманом выманивает к себе Биньямина, рискуя жизнью своего отца, который от известия о потере Биньямина может умереть? Если так он хотел добиться приезда отца, то ведь была опасность, что тот не добрался бы и умер от самого известия! Читать дальше |
|
Кто эти таинственные «сыны понимания», которые постановили праздновать Хануку?17 декабря 2020 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Здравствуйте! Вот приближается праздник Хануки, и вновь будем петь гимн Маоз Цур. Давно хотел выяснить, кто такие БНЭЙ БИНА («сыны понимания», мудрецы), которые ввели закон о праздновании восьми дней Хануки? Заранее благодарен! Читать дальше |
|
Встреча Яакова с Эсавом похожа на встречу Яакова с Йосефом. О чем это говорит?4 декабря 2020 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Во встречах праотца Яакова и его сына Йосефа в главе Вайигаш и, затем, в главе Вайехи есть общее со встречей Яакова с его братом Эйсавом в главе Вайишлах. Эйсав упал на шею Яакова и плакал, и то же сделал Йосеф (согласно комментарию Раши). Всевышний сделал шею Яакова твердой, как мрамор, чтобы сдержать его эмоции, вызванные неожиданной любовью брата, который в действительности люто его ненавидел. И при встрече с Йосефом Яаков реагирует не эмоционально, а чтением «Шма» — выражение единства. Проявилось единство и во встрече с Эйсавом. Эйсав, показывая на детей Яакова, спрашивает: «Кто они?» И то же спрашивает Яаков, показывая на детей Йосефа. Что из всего этого можно выучить? Спасибо. Йеуда Читать дальше |
|
Должна ли старшая сестра выходить замуж первой?27 ноября 2020 года, отвечает Рав Мендель Агранович Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, как правильно поступать по традициям иудаизма вот в таком вопросе. Должна ли старшая сестра выходить замуж первой, или она может выйти замуж после младшей сестры? П. Читать дальше |
|
Где в Торе сказано, что Эсав был кровожадным убийцей, как его рисуют мудрецы?20 ноября 2020 года, отвечает Рав Меир Мучник Здравствуйте! Мой вопрос очень простой: где в Торе сказано, что Эсав был злобным убийцей, практически коварным садистом, ненавидящим своего брата-близнеца? Я читаю Тору, мне очень интересно читать Тору, но я вижу, что Эсав был честным, слегка простодушным парнем, который сперва искренне любил своего хитрого и трусливого вероломного шельму-брата, но потом, на мой взгляд, вполне справедливо обиделся на него. Хотя, ведь он так ничего плохого ему не сделал. Это я читаю на страницах Торы. Толкования мудрецов говорят обратное. Но мне эти толкования кажутся совершенно голословными, высосанными из пальца. В конце концов, наговорить можно, что угодно, но где в Торе сказано, что Эсав был кровожадным убийцей, как его рисуют мудрецы? И где в Торе сказано, что лгать родному брату, обманывать умирающего слепого отца, а потом лицемерить и изворачиваться — значит быть добродетельным, порядочным человеком? Возможно, я был резок в выражениях, но мне действительно хочется узнать ответ, это не троллинг. Где про это сказано в Торе? Где я упустил главное? Однако пока ни один человек не захотел мне ответить прямо. Только вокруг да около и уводят в сторону. Валерий Читать дальше |
|
Почему было именно три праотца?2 ноября 2020 года, отвечает Рав Менахем Эпель Добрый день. Такой вопрос: почему было именно три праотца? Почему именно три праотца упоминаются рядом: «…Б-г Авраама, Б-г Исаака и Б-г Иакова…»? Такое чувство, что в этом сокрыто что-то очень важное. У Измаила, например, было сразу 12 потомков. А вот 12 колен Израиля — только после троих отцов. Читать дальше |
|
В чем провинились колена, которым выпало произносить проклятия на горе Эйваль?4 сентября 2020 года, отвечает Рав Меир Мучник Не так давно мы читали в Торе главу Ки таво. Если можете, то помогите растолковать эту интересную (так мне кажется) проблему: 1. Какая символика скрыта в горах Гризим и Эйваль? 2. Какая символика в расстановке колен Израиля по этим горам? За какие «заслуги» коленам Реувена, Гада, Ашера, Звулуна, Дана и Нафтали выпало произносить проклятия? Чем они так провинились? Что за тяжелая доля им выпала? Ведь в напутствиях, которые дал коленам Израиля наш праотец Яаков, а позже и Моше, эти их грехи не прослеживаются! Читать дальше |
|
Чем Ицхаку были неугодны дочери Кнаана?6 августа 2020 года, отвечает Рав Давид Рахлис Чем были неугодны Ицхаку дочери Кнаана, что он отправил Яакова искать жену в Хеврон? Читать дальше |
|
Яаков привез в Египет акации, чтобы их потом использовали для строительства Переносного Храма?25 марта 2020 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Шалом! Почему же Яков привез в Египет именно деревья акации для будущего Переносного Храма и для Ковчега Завета? Читать дальше |
|
Купили средства для защиты от коронавируса. Но надо ли «помогать» Б-гу нас защищать?12 марта 2020 года, отвечает Рав Меир Мучник Шалом! Вчера купили маски, очки, перчатки, коронавирус наступает! Мы верим в Б-га и знаем, что Ему помощь в защите нашего дома не нужна. Правильно ли мы себя ведём, и как правильно себя вести в этой ситуации? Тода (спасибо)! Читать дальше |
|
Что я могу предпринять для защиты от коронавируса? «Патент» из Мегилат Эстер8 марта 2020 года, отвечает Рав Яков Шуб Читаю в новостях: «Ни одна страна не должна успокаивать себя тем, будто она избежит коронавируса, — полагает глава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) Тедрос Адхан Гебрейесус. — Предполагать, что [в той или иной стране] не будет случаев заболевания [коронавирусной инфекцией], было бы в буквальном смысле фатальной ошибкой». По его словам, даже богатые страны, которые предпринимают все возможные меры, чтобы сдержать распространение инфекции, «должны быть готовы к неожиданностям». Неужели действительно ничего нельзя сделать? Неужели я как частное лицо ничего не могу предпринять? Может быть, у вас есть более продуктивные идеи, чем просто сидеть сложа руки и ждать? Адасса Читать дальше |
|
Опять перед выборами будут обливать религиозных грязью и обвинять во всем?24 февраля 2020 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Израиль снова идет на выборы. Это означает, что опять будут обливать религиозных грязью и обвинять во всем. Почему так происходит? Читать дальше |
|
Почему Яаков дал сыновьям разные благословения? Ведь это могло снова привести к зависти и вражде...20 января 2020 года, отвечает Рав Яков Шуб Почему Яаков дал сыновьям разные благословения (Берешит 49:1-28), это же непедагогично, может привести к зависти и вражде? Читать дальше |
|
Может ли такое быть, что Машиах не придет?15 декабря 2019 года, отвечает Рав Меир Мучник Возможно ли, что Мошиах не придет? Шалом, рав! Спасибо за ваши своевременные и полные ответы. Существует точка зрения (небезосновательная), что приход Мошиаха задерживают наши грехи. И в этом случае возникает вопрос: возможно ли, что мы — своим безнравственным поведением, несоблюдением законов Торы — можем лишить себя подобной благодати? Ведь очевидно, что современное поведение людей — не только еврейского народа, а и всех в целом — никак этому не способствует. Роман Читать дальше |
|
С кем же боролся Яаков?13 декабря 2019 года, отвечает Рав Овадья Климовский Добрый день. У меня такой вопрос. Вот в Торе описана история, как Иаков борется с Богом и побеждает Его, за что получает прозвище Израиль. Как понимается эта история? Неужели согласно Торе Иаков действительно боролся с Б-гом и победил Его? Поясните, пожалуйста. Спасибо. Читать дальше |
|
Что обозначает лестница Яакова?6 декабря 2019 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Во сне Яакова ангелы обозначают изгнания еврейского народа, а их падение — избавление. А что именно обозначает лестница, по которой не стал подниматься Яаков, так как боялся, что упадет, как и ангелы? Может быть, лестница — вся история еврейского народа, а ответ Яакова — недостаточная вера в защиту Всевышнего? Читать дальше |
|
Почему даже великие праведники боялись простых смертных людей?22 ноября 2019 года, отвечает Рав Овадья Климовский Доброго времени суток, уважаемые раввины, большое спасибо за все ваши предыдущие ответы. Помогите, пожалуйста, разобраться в следующем вопросе. Мы многое учим из поведения наших праотцов и других цадиким (праведников), стараемся «унаследовать» их поведение, которое было угодно Б-гу. И просто сказать, что они достойны уважения за то, что оставались преданными Творцу и Его Торе на протяжении всей жизни будет недостаточным, действительно, вряд ли есть человек, который мог бы повторить их поступки. Но, с другой стороны, их души были другого качества и их контакт с Всевышним находился на другом уровне. И мне совсем непонятно, почему даже великие праведники боялись простых смертных людей, Авраам — фараона, Ицхак — Ишмаэля, Яков — Эсава и Лавана, а также жителей Шхема, Моше спасался бегством после смерти египтянина-надсмотрщика, а также опасался евреев, когда водил их в пустыне. И подобных примеров много. Почему они боялись, если знали, что Сам Святой, благословенно Его имя, защищает их? Ведь было и другое, сам Авраам бросился в погоню за пятью царями, чтобы вернуть Лота? N. Читать дальше |
|
Почему Скрижали Завета были из камня?2 сентября 2019 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Шалом! Почему Бог даровал Свои основные десять заповедей (на самом деле заповедей 613) именно на каменных скрижалях? Итак, почему же заповеди не были написаны, а были прожжены Богом насквозь? Владимир Читать дальше |
|
Почему среди мировых гениев так много грязных, низких людей?25 ноября 2018 года, отвечает Рав Меир Мучник Добрый день! Я долго анализировала вопрос, что из искусства допустимо к употреблению в нашей семье. В результате размышления пришла к выводу, что большинство произведений классического и современного искусства являются пропагандой мерзости напрямую или косвенно, а большинство деятелей искусства — люди порочные, далёкие от того, чтобы быть ролевой моделью. И поскольку произведения их проникают в душу, формируют личность, то лучше этих произведений избегать. Мой вопрос в связи с изложенным таков: почему среди деятелей искусства, да и среди мировых гениев в целом, так много грязных, низких людей? Если взять, например, стандартную школьную хрестоматию, то едва ли хоть один автор в ней не попадёт в число алкоголиков, наркоманов, дуэлянтов, прелюбодеев, лгунов и иже с ними. Почему Б-г даёт проявиться таланту, в основном, в таких людях, почему именно им доводится активно влиять на человечество? Или это мы, человечество, выбираем себе таких «героев»? Что говорит об этом Тора? Какую роль это играет в исправлении человечества? Спасибо. Дарья Читать дальше |
|
Почему Рахель не помешала замужеству своей сестры Леи?16 ноября 2018 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! Почему Рахиль не помешала замужеству своей сестры Леи? Она была соучастницей обмана Якова? За что Б-г наказал её смертью во время родов? Валерий Читать дальше |
|
Зачем Рахель украла у своего отца золотых идолов?15 ноября 2018 года, отвечает Рав Менахем Эпель Шалом! Подскажите, пожалуйста, зачем Рахиль украла у своего отца золотых идолов? Никак не могу понять. Спасибо. С уважением, М. Читать дальше |
|
Разве можно родному брату, когда он голоден, продавать еду? Как Яаков Эсаву...9 ноября 2018 года, отвечает Рав Зеев Гершензон Шалом, ув. ребе! Меня мучает вопрос относительно истории Яакова и Эсава: разве можно родному брату, когда он голоден, продавать еду? Разве не должны быть чувства братской любви, отдать последнее, но помочь брату? Р. Читать дальше |
|
Обещания надо выполнять?20 июня 2018 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Шалом, уважаемый Рав! Помогите разобраться в следующем вопросе. Вроде бы, всё понятно: обещания надо выполнять. Что-то читал в Танахе по этому поводу, где-то в книге Мишлей это написано. Имеются, правда, жизненные обстоятельства, непреодолимые, когда невозможно в силу последних их (обещания) выполнить. Видимо, поэтому евреи часто говорят «бли недер» («без обета», т. е. «постараюсь сделать, но не обещаю»). Но вот когда речь идёт о том, что человек может исполнить обещание, но намеренно его не исполняет, это ведь вызывает раздражение. Больше того, человек может разочароваться в ближнем, который постоянно на словах обещает, но в реальной жизни так и не исполняет своих обещаний. Я спрашивал, почему так происходит. Почему такое поведение людей вызывает раздражение и разочарование? Мне сказали, что человек, который обещает и намеренно не выполняет обещания, обманывает своего ближнего. Ведь неисполненное обещание (не имеющее оправдывающих жизненных обстоятельств) — это, по сути, ложь и вызывает раздражение, даже агрессию и — бывает — разочарование. Подскажите, пожалуйста, если брать сам Танах: имеются ли там истории, показывающие, как тот, кто не исполняет своих обещаний, вызывает разочарование и даже гнев у окружающих? Ведь, я так понимаю, евреи обещали исполнить Тору, однако в какой-то момент не стали исполнять обещание, либо, видимо, плохо исполняли, и Всевышний привел на них нашествие Навуходоносора. Это если в «масштабном формате» смотреть: невыполнение мицвот (заповедей), как я понимаю, приводит к гневу Всевышнего. А вот если мы смотрим на это в «локальном формате», как это у людей? Имеются ли в Танахе соответствующие истории? Или, может быть, история Талмуда показывает нам, как невыполненное обещание приводит к весьма негативным последствиям для людей? Вообще, еврейские мудрецы проводили параллель между невыполненным обещанием и ложью? С уважением, Святослав Читать дальше |
|
Почему Всевышний посылает благо антисемитам?24 мая 2018 года, отвечает Рав Меир Мучник Добрый день. Всевышний ниспосылает добро и благо своему народу. Но немало получают от Него и народы мира. Среди людей, находящихся на содержании Творца, встречаются и антисемиты, ненавистники Израиля. Как же так? С уважением, Александр Читать дальше |
|
Почему Моше Рабейну не считается отцом еврейского народа, как Авраам, Ицхак и Яаков?25 января 2018 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте. У меня такой вопрос: почему Моше Рабейну не считается отцом еврейского народа, как Авраам, Ицхак и Яаков? Буду рада получить ответ. Спасибо, Оля Читать дальше |
|
Как можно назвать внебрачные отношения Рувима с Валлой — изнасилованием? Прелюбодеянием?28 ноября 2017 года, отвечает Рав Овадья Климовский Уважаемый Раввин. Как этот момент можно назвать? Изнасилование? Прелюбодеяние? Внебрачные отношения Рувима (Реувена) с Валлой (Билхой) в этом месте были по обоюдному согласию из-за того, что эта женщина испытывала острую нехватку сексуальных отношений? Или это было желание досадить Отцу Иакову?! Тора, 1-я Книга 35: 22: Во время пребывания Израиля в той стране, Рувим пошел и переспал с Валлою, наложницею отца своего. И услышал Израиль. N. Читать дальше |
|
Объясните отношение Авраама к его сыновьям от наложниц17 ноября 2017 года, отвечает Рав Натан Агрес Уважаемый Раввин! Объясните, пожалуйста, почему Авраам передал знания о нечистых силах своим сыновьям от наложниц и отослал их на восток? Разве любящий отец может пожелать своим детям разрушающие деструктивные знания? Или эти дети ему были безразличны? Ведь эти дети были евреями. И почему Яаков, несмотря на то, что очень любил Йосефа, не отсылал своих остальных сыновей от наложниц, подальше от Йосефа? Спасибо. Читать дальше |
|
Какими качествами обладает «настоящий еврей»?1 ноября 2017 года, отвечает Рав Меир Мучник Какими качествами обладает «Настоящий еврей»? Читать дальше |
|
Всевышний дал Яакову имя Исраэль. Почему же новое имя так редко употребляется?9 декабря 2016 года, отвечает Рав Яков Гельфман Во-первых, огромное спасибо, что есть такой сайт, которому можно абсолютно доверять. Моим самым любимым разделом является именно «Спросить раввина». Очень познавательно. Вы творите великую просветительскую работу. Такой вопрос. Господь, благословен Он, дал Якову другое имя — Исраэль. Почему же впоследствии в Торе практически постоянно употребляется имя Яков и очень редко — Исраэль, а в молитвах вообще постоянно говорится только — Яков? Читая Тору, мы видим, что даже Господь почти всегда говорит: Яков. Почему все время говорится: Б-г Авраама, Б-г Ицхака и Б-г Якова (а не Б-г Исраэля)? Никто мне не дал до сих пор внятного разъяснения. Спасибо. Рувен Читать дальше |
|
Праотцы не знали четырехбуквенного Имени Б-га?31 января 2016 года, отвечает Рав Меир Мучник Шалом. Согласно мидрашу, отправляя Оснат, дочь Дины, в Египет, Яаков повесил ей на шею табличку с именем Б-га. Из раздела Ваэра мы знаем, что Ашем не открывался Яакову с четырехбуквенным Именем. Какое из других Имен можно вешать на табличке на шею, чтобы оно охраняло? Спасибо. Читать дальше |
|
Моше и Яаков видели Всевышнего лицом к лицу?21 января 2016 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Написано, что Моисей видел Всевышнего лицом к лицу, и также Яков назвал место борьбы с ангелом — Пенуэл, ибо видел Всевышнего лицом к лицу и не умер. Но ведь написано, что Всевышнего никто никогда не видел. И если увидеть Его лицо — смерть. У меня на этот счет есть свое мнение, но хотел бы услышать толкование раввинов, и может, вы сможете объяснить с точки зрения иудаизма, как можно это понять. С. Читать дальше |
|
Почему Йосеф так вёл экономику в Египте?..20 декабря 2015 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте, уважаемый раввин! У меня вопросы о Якове и Йосефе. 1) Почему Йосеф так вел экономику в Египте, что разорял жителей и, в конце концов, сделал их даже рабами. Но тот хлеб, который они просили в голодные годы, был ими же выращен, а затем у них отобран с помощью новых введенных законов? Таким образом, Йосеф обогащал фараона и, возможно, выслуживался перед ним? 2) На ком женился Йосеф в Египте, и были ли его сыновья Эфраим и Менаше евреями? Понятн, что должны были быть, но каким образом? 3) Почему Яков сказал Йосефу, что Эфраим и Менаше пусть будут его, Якова, а остальные дети, которые родятся у Йосефа, будут уже Йосефа? Для чего это нужно было, и зачем самому Якову еще два сына? 4) Почему Яков выбрал для благословения именно детей Йосефа, ведь у других сыновей тоже были дети и в формировании еврейского народа они все имели равное значение? 5) Имеют ли сейчас имена сыновей Якова и предсказанная им судьба влияние на тех мужчин, которых сегодня называют их именами? Если есть связь, то стоит ли называть некоторыми из имен (например, Биньямин, которому предсказано, что забудет наставления отца, хищным волком будет рыскать по земле)? 6) Йосеф был одним из младших братьев. Почему сказано, что умирая (в 110 лет), дал завещание братьям? Или имеется в виду уже молодое поколение, которое называется «братьями», т.е., родственниками? 7) Почему Яков не захоронил Рахель в пещере Махпела? Там находились все его предки и вторая жена, почему так случилось, почему так нужно было, чтобы Рахель там не было? 8) Сказано, что у Якова родилось 12 сыновей и дочь Дина. У него рождались только сыновья или и дочери тоже, но о них ничего не говорится, кроме Дины, которая упоминается из-за истории, повлиявшей на судьбу семьи? Спасибо. Елена, Киев Читать дальше |
|
Где четко сказано, что союз с праотцами не будет отменен?6 мая 2015 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Подскажите места Писания, где четко указывается на то, что союз с Праотцами не подлежит изменению во веки вечные. Т.е. Тора никогда не будет пересмотрена и, тем более, отменена. Точнее, меня интересует: те уставы, которые возвестил Моше народу, о соблюдении субботы и другие 612, могут ли быть изменены или отменены? Благодарю. Михаил Читать дальше |
|
Яаков был наказан за то, что состарился?7 мая 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом, уважаемый рав. У меня вопрос об Яакове. Почему Всевышний наказал его на 33 года? Даже суть не в том, что на 33, а в том, что наказал. В Мидраше, как я понял, есть такой эпизод: Тогда фараон спросил Яакова, сколько ему лет. — Мне всего лишь сто тридцать лет, — ответил Яаков. — Но дни моей жизни были полны горя и тревог. Не был я счастлив в жизни, в отличие от моих праотцев. Услышав такие слова, фараон и Ог поняли, что перед ними действительно не Авраам. В дальнейшем Ашем порицал Яакова: «Ты пожаловался на несчастья, которые обрушились на тебя в твоей жизни. Разве Я не спас тебя от рук Лавана и Эсава? Разве Я не вернул тебе Дину и Йосефа? Как же ты можешь жаловаться и сетовать на свою жизнь? За это Я сокращу годы твоей жизни». Вместо того чтобы дожить до ста восьмидесяти лет, как его отец Ицхак, Яаков умер в сто сорок семь лет, то есть на тридцать три года раньше срока. Наказание было суровым: за каждую букву жалобы Ашем лишил Яакова одного года жизни. В книге «Беседы об этике» р. Хаима Шмулевича об этом сказано: Человек, который огорчается по любому поводу и жалуется на свою жизнь, не видит и не ощущает безмерности блага, дарованного ему. Это о нем говорится в Писании: «Человек, не чувствующий бесценного, уподобится скоту» (Теилим 49). Это значит, что человек, живущий приземленной жизнью, не ощущает в полной мере, какой ценностью он обладает. И более того, если человек не ценит, как должно, счастье бытия, он может и вовсе лишиться жизни. Пример этому мы находим в Мидраше на недельную главу Ваигаш (см. выше)… Было произнесено тридцать три слова, и ровно на тридцать три года жизнь Яакова короче жизни Ицхака. Мы не можем постичь сути этого счета, предъявленного Всевышним. Но благословенной памяти Мудрецы наши поясняют, что все, что происходило с нашими праотцами, — это урок для нас… Множество тягот и бед выпало на долю Яакова — вражда с Эсавом, служба у Лавана, потеря Дины и Йосефа, — но в конце жизни Всевышний вернул ему всё потерянное. И, несмотря на это, Яаков пожаловался Фараону, что недолгой и трудной была его жизнь. За это ему пришлось ответить по самому суровому счету, и за каждое слово он поплатился годом жизни… Более того, в счет 33 лет, на которые была сокращена его жизнь, включены и 8 лет за 8 слов, сказанных Фараоном: «И сказал Фараон Яакову: Сколько лет жизни твоей?» Почему же и это было вменено Яакову в вину, и почему он был наказан за слова, сказанные Фараоном? В комментарии Баалей а-Тосафот поясняется, что Яаков предстал перед Фараоном седым старцем. Потому-то и задал тот свой вопрос. И что же ответил Яаков? — «Немногочисленны мои годы, но трудно протекала жизнь моя, и вот одолела меня старость…» Такое же объяснение мы находим у Рамбана. Теперь нам понятно, почему Яаков был наказан за слова Фараона. Если бы Яаков более спокойно относился к своим бедам и не горевал так сильно, то не «одолела» бы его старость, и, вероятно, не стал бы тогда Фараон спрашивать его о возрасте. Вот почему Яаков наказан за слова, которые произнес Фараон. Не совсем согласен с р. Хаимом Шмулевичем, что не пришла бы старость. Старость ко всем приходит, независимо от того, хотим мы этого или не хотим. Вопрос всё же в наказании, столь суровом. Это потому, что Яаков не оценил того, что Всевышний в конце концов вернул всё то, чего лишил его прежде? В связи с этим практический вопрос: можно ли роптать на свою жизнь? Или будет то же, что в случае с Яаковым? Является ли грехом ропот на свою жизнь? Заранее благодарю за ответ. Святослав Читать дальше |
|
Чем Йохевед отличается от остальных жен и дочерей сыновей Яакова?25 февраля 2014 года, отвечает Рав Зеев Гершензон Шалом. Подскажите, пожалуйста, в Берешит (46:26,27) сказано: «Всех душ, идущих с Яаковом в Мицраим, происшедших из чресл его, КРОМЕ ЖЕН сынов Йаакова, всех душ — шестьдесят шесть. А сыны Йосефа, которые родились у него в Мицраиме, — две души. Всех душ дома Яакова, пришедших в Мицраим, — семьдесят». То есть в Египет вошло 66 сыновей Яакова, и к ним прибавилось трое, которые уже были в Египте. Семидесятой считается (по толкованию Раши) Йохевед, которая родилась «меж стен». Вопрос: что значит «меж стен»? Из каких стен выходил Яаков, покидая землю Кенаана (ведь место, где он жил, не было огорожено)? И почему наравне с СЫНОВЬЯМИ Яакова упоминается женщина (Йохевед)? Чем она отличается от остальных жён и дочерей сыновей Йаакова? Почему она так значима, кто её родил, и какие есть о ней ещё упоминания? С уважением, Михаил Читать дальше |
|
Неужели Б-г может оставить народ Свой?19 ноября 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте! В главе Ваеце есть такие слова, которые произнес Б-г в пророческом сне Яакову: «Ибо Я тебя не оставлю, пока не сделаю того, что Я говорил о тебе» (Бэрейшит 28, 15). Хотел бы спросить, неужели Б-г может оставить народ Свой, потомков Авраама, Ицхака и Яакова? Ведь Б-г заключил вечный завет с Исраэлем. Заранее благодарю за ответ. Андрей, Тамбов Читать дальше |
|
Почему Иосиф, находясь в Египте, не использовал возможность проведать отца и братьев?2 июня 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! Почему Иосиф, находясь в Египте, не использовал возможности проведать своего отца и братьев? Читать дальше |
|
Как зовут Элиягу анави?25 февраля 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Добрый день! Подскажите, пожалуйста, почему одного и того же (если я все правильно понимаю) человека, а конкретно Элиягу-а-нави в разных местах называют по-разному? Например, в тексте биркат-а-мазон написано אליהו, а в книге пророка Малахи сказано — אליה. Я правильно понимаю, что это один и тот же человек, Элиягу-а-нави, или это все-таки два разных? И если один и тот-же, то в чем причина различий в имени? Заранее благодарю за ответ. Читать дальше |
Рав Яков Шуб
Учусь в университете, читаю много книг, хожу на лекции, но считаю, что этого недостаточно...
Рав Реувен Куклин
Чем будет жив праведник?
Рав Меир Мучник
Рав Меир Мучник отвечает на вопрос: если судить по современным данным об интеллекте и коммуникации животных, то получается, они тоже наделены даром речи? Чем же тогда человек отличается от животных и подобен Б-гу? Свобода выбора не зависит от разума? Стре
Рав Реувен Куклин
Попасть в экстремальную ситуацию?
Рав Ашер Кушнир
Бывает ли искусство бездуховным? Или только человек?
Рав Меир Мучник
Лучше гор могут быть только горы?..
Рав Нахум Шатхин
Раввин отвечает на вопросы: почему в Танахе люди самого разного возраста названы юношами (наар)? Когда человек становится зрелым? Что именно означает слово «наар»? Почему народ Израиля назван «отроком»?
Рав Менахем Эпель
Разум играет главную роль в борьбе с дурным началом? Почему же тогда в Мишлей сказано не полагаться на разум? Что значит надеяться на Б-га ВСЕМ сердцем? Человек может сам справиться с дурным началом? Что в руках Небес?
Рав Бенцион Зильбер
От человека не зависит, какие мысли ему приходят. Где же свобода выбора?
Рав Меир Мучник
С точки зрения иудаизма возможно, чтобы у роботов была подлинная свобода воли?
Рав Эльяким Залкинд
Что Первому Человеку было поручено возделывать и хранить? Что символизирует река, текущая из Сада? Чем было привлекательно Древо Познания? Что символизируют 42 стоянки на пути из Египта в Страну Израиля?
Рав Меир Мучник
Рав Меир Мучник отвечает на вопросы: если на добрых делах держится мир, то я должен помогать людям, которые мне неприятны? Я должен помогать всем, кто попросит? Зачем помогать врагу развьючивать осла? Почему так тяжело попросить о помощи? Кто может помога