Я еврей. А иудей ли я?16 ноября 2023 года, отвечает Рав Яков Шуб Уважаемый раввин, вот я еврей, мои бабушка и дедушка говорили на идиш. В школе меня обзывали евреем, ну, вы сами понимаете. А иудей ли я? Иудаизм и еврейство — это одно и то же? Заранее спасибо за ответ, еврей Борис Читать дальше |
|
Как Китай стал таким развитым и успешным государством, если он атеистический?12 марта 2023 года, отвечает Рав Меир Мучник Скажите, если Б-г завещал всем людям на земле жить по Его заповедям, то как тогда атеистический Китай стал таким развитым и успешным государством? Ведь, смотря на него, многие люди в мире будут становиться атеистами. Андрей Читать дальше |
|
Как иудаизм относится к полиамории?30 ноября 2022 года, отвечает Рав Меир Мучник Шалом, как иудаизм относится к полиамории? Естественно, речь идёт о неевреях, с евреями всё понятно. Считается ли это отступлением от выполнения 7 заповедей для неевреев? В последнее время всё чаще тема полиамории выбирается к исследованию студентами-психологами/социологами в рамках научной работы в ВУЗах, ну а мне интересен взгляд иудаизма на это явление. N. Читать дальше |
|
Возможно ли объединить все страны земли в одно государство?20 июля 2022 года, отвечает Рав Меир Мучник Возможно ли объединить все страны земли в одно государство? Понятно, что объединить мир с помощью политики, экономики и культуры вряд ли получится. Всегда найдутся те, кому не будет нравиться это единство. В качестве примера можно привести СССР, который так и не смог стать единым и неделимым монолитом. Или Римскую империю, которую раздирали распри между насильственно объединенными народами. Те же евреи подняли восстание против римского владычества. Многие великие империи желали объединить весь мир под своим владычеством, но все они ушли в небытие, а народы, которые они подчиняли, так и остались разделенными. Никакие земные инструменты, даже военные, не способны объединить тысячи рек в одну. Но, всё же, есть ли путь к единству? Ведь единство — это мир без войны и споров. Может быть, религия приведет к единству? Но тут тоже возникает множество проблем. Ведь не все готовы принять иную религию. Иудеи никогда не станут буддистами, а буддисты никогда не станут христианами. Ну, только что единицы. Можно попробовать объединить религии в одну, смешав их. Но и тут кроется множество проблем. Разве иудей согласится верить в Б-га, которого смешали с Буддой, Аллахом, Иисусом, Кришной и т. д.? Лично мне это сложно представить. В мире начнутся такие религиозные войны, что вторая мировая покажется забавой. Можно попробовать дебилизировать все народы в моральном и религиозном плане, сделать их пустыми и безразличными к религии. Вот такие народы точно объединятся, потому что им безразлично всё, даже религия. Но в таком случае этот единый мир будет похож на тартар — кругом пустота и безразличие ко всему. Нормальный человек в таком мире сойдет с ума. Есть последний вариант — приход в мир Машиаха. Но примут ли его представители других религий? Не скажут ли они ему: «Ты дьявол!»? Понятно, что он может представить удостоверение своей истинности в виде чудес, о которых мир даже не мог и подумать, но всех ли эти чудеса убедят? Ведь человек такое существо, что ему хоть в лоб, хоть по лбу, а ему всё одно — лжец и обманщик. Так как же объединить народы? Возможно ли это? И если нет, то как народы могут жить в мире и согласии при Машиахе? Владислав Читать дальше |
|
Как ответить, почему я религиозна?23 июня 2022 года, отвечает Рав Ашер Кушнир Встречая меня в последнее время, мои бывшие друзья и одноклассники спрашивают, как я пришла в религию. Как мне наиболее грамотно им ответить? Читать дальше |
|
Зачем Творец в нашем мире допустил несколько религий?2 января 2022 года, отвечает Рав Меир Мучник Шалом, уважаемый человек. Меня волнует несколько вопросов, они, конечно, имеют общий смысл, но всё-таки я задам их с нескольких сторон. Зачем Творец в нашем мире допустил несколько религий? И почему в одной религии много направлений, так скажем, разделений и споров? Понятно, что основные религии это: Иудаизм, Христианство и Ислам. На протяжении многих лет была межрелигиозная война, за что она на самом деле? Артур Читать дальше |
|
Как понимать современные течения верующих, где есть исцеления и пророчества?25 апреля 2021 года, отвечает Рав Меир Мучник Шалом. Скажите, как понимать современные течения верующих, например, миссию Кеннета Коупленда, где происходят исцеления и есть пророчества? Алексей Читать дальше |
|
Если существует абсолютная мораль, то на который из абсолютов ориентироваться? Религий много…4 марта 2021 года, отвечает Рав Александр Красильщиков О статьях: Тора и мораль. Существуют ли общечеловеческие ценности? Тора и мораль. Существует ли абсолютная мораль? Автор утверждает, что нужна абсолютная мораль (в соответствии с законами из Торы), единая для всех, чтобы объективно судить других людей. То есть мораль, которая создана Творцом, а не человеком. Иначе — с какой стати одна мораль лучше другой? На первый взгляд, его рассуждения логичны, но встаёт проблема множества существующих религий. Религии же серьёзно различаются. И не надо брать только три-четыре популярных. Религий существует несколько десятков, многие из которых имеют ещё и разветвления. Даже формально схожие утверждения в разных религиях могут по-разному истолковываться. Таким образом, нужно определиться, на какой абсолют ориентироваться, откуда брать пример? Иначе — с какой стати один пример лучше другого? Алекс Читать дальше |
|
Можно ли считать, что все евреи — агностики?29 апреля 2020 года, отвечает Рав Меир Мучник Можно ли считать, что все евреи агностики (в широком смысле этого понятия)? Ведь мир непознаваем и люди не могут знать ничего достоверного о Б-ге и о действительной сущности вещей. Михаил Читать дальше |
|
Верующий полагается на Творца и живет как попало, а неверующий полагается на себя и живет как надо?7 января 2019 года, отвечает Рав Ашер Кушнир Здравствуйте, дорогие рабаним! Вопрос касается восприятия качества жизни верующего (или религиозного) человека и нерелигиозного. Живу в России. Буду говорить про себя, но думаю, не только у меня с этим проблема. Общаясь со знакомыми нерелигиозными замечаю, что их качество жизни порой гораздо лучше, чем у верующих людей. И вот почему. Эти люди имеют хорошее образование, хорошее воспитание, хорошую работу, хорошие отношения с другими людьми (коллегами, знакомыми), хорошие недвижимость и автомобили, знают несколько языков, путешествуют по миру, строят планы и их воплощают. У этих людей все в порядке. У них растут хорошие, умные дети. Они им дают лучшее, правильно воспитывают, и дети любят их. В семье у них порядок и прекрасные отношения. Не только муж-жена, но дети-родители. Их родители, то есть дедушки и бабушки, находятся в таком же приличном положении. И у них, в целом, если рассматривать семью и отношения в наборе поколений «родители-дети-внуки-правнуки», все замечательно. У них все выстроено вокруг семьи, дружбы, жизни высокого уровня и взаимопомощи. К тому же это просто хорошие по своим человеческим, психологическим качествам люди. Теперь возьмем жизнь некоторого верующего человека. Конфликты, разборки, периодическое отсутствие работы, а если работа есть, то доход невысокий. Но с Б-жьей помощью как-то хватает. Внутрисемейные разногласия на всех уровнях. Дети не слушаются, не хотят учиться. Непонятно, что с родителями. Отношений никаких нет. Просто потому, что разные интересы, разное мировоззрение. Чувствуешь себя человеком с более низким качеством не только жизни, но и человеческими качествами, так как иногда грубишь в разговоре, психуешь, кричишь, срываешься. И это, в целом, в семье у каждого. Нет спокойствия, семейного мира. Возникают всякие скверные мысли, иногда произносишь их вслух. Планы, если даже они есть, срываются, так как приходится приспосабливаться и идти на компромиссы, не удается как-то все взять и организовать в лучшую сторону. Но, как правило, мы даже и не планируем, так как уповаем на Всевышнего. Получается, что верующий человек полагается в жизни на Творца и живет, в итоге, как попало. А неверующий полагается на себя и свои силы и живет как надо. Какая-то раздраженность и скажу резко — злость на все это и в целом. Становится хорошо только в тот момент, когда читаешь Тору и книги мудрецов, так как там все описывается с идеальной точки зрения и ты погружаешься в тот добрый мир — мир Книги, Святости, мир «иллюзий». А за обложкой находится «реальный» мир со всеми недостатками и грязью. Как следствие вышесказанного прихожу к умозаключению, что благословение на самом деле имеют те (неверующие) люди. Испытываю чувство дискомфорта и некоторой беспомощности, хотя должно же быть наоборот, так как религиозный человек под покровительством Царя Мира. Замечу, что мой вопрос не относится к вопросу «Почему праведник страдает, а грешник торжествует?», так как я не праведник, а мои знакомые не грешники. Все мы по большей части середнячки. Что Вы думаете обо всем вышесказанном, о таких чувствах и переживаниях? Как к этому правильно относиться, и что нужно делать? Думаю, что это ненормально и нужно как-то это исправлять. Благодарю заранее за ответ. Тимур Читать дальше |
|
Кроме религии, есть другие способы совершенствования?6 января 2019 года, отвечает Рав Меир Мучник Здравствуйте! Согласно Каббале вся суть предназначения человека в этом мире — это исправление своего «я» (эгоистических желаний) на «ты» (альтруистические желания, желание отдавать). По-другому, наша задача соединиться (стать единым) по качествам с Творцом. Причем нужно это сделать в идеале ради Него и Его Торы, а не потому, что мы так хотим или нам говорит это наше «я». Вся Тора и вся система заповедей и алахот дана для того, чтобы мы (следуя её указаниям и выполняя то, что там указано), успешно справились с этой задачей и достигли цели нашего Высшего предназначения. Не понимаю простых вещей: если все так и есть на самом деле, то получается, что Тора, мицвот и вся вытекающая религиозная жизнь — это всего лишь средства (инструменты) для достижения цели. Но кто сказал, что это единственный инструмент совершенствования (раскрытия) души человека и достижения Цели? А вот мне, например, Гриша из соседнего подъезда сообщил, что можно по-другому. Он тоже верующий и вполне счастливый и добрый человек, альтруист. Только без этого. Почему же нельзя использовать другие средства? Почему требуете (ну хорошо, рекомендуете) использовать только Тору и религию? Разве человек не может быть тем необходимым Творцу альтруистом просто так (осознав это как житейскую истину), не включаясь в религиозную систему? Читать дальше |
|
Еврейство неотделимо от религии. Значит, нерелигиозные евреи не считаются евреями?23 декабря 2018 года, отвечает Рав Меир Мучник Шалом! Как я поняла, многие евреи считают себя светскими (не религиозными). Так и говорят: «Я еврей не религиозный». Разве может так быть? Еврейство и религия — это неразделимо. Значит, евреи нерелигиозные не считаются евреями? Не может быть еврей только наполовину? С уважением, Наталия Читать дальше |
|
Где находится граница свободы слова в отношении религии?27 декабря 2017 года, отвечает Рав Меир Мучник Добрый день. Скажите, где находится граница свободы слова в отношении религии? Должно ли государство как-то регулировать эту сферу, если, например, «воинствующие атеисты» публикуют оскорбительные карикатуры на иудейских пророков, на Мессию, на святые места? И эти карикатуры, фильмы, выставки и т. д. носят именно оскорбительный, кощунственный характер с явной целью задеть верующих. На Западе, как я понимаю, это считают нормой «свободы слова», поэтому карикатуры на пророка Мухаммада или Иисуса Христа — в порядке вещей. В то же время в России за это штрафуют за «оскорбление чувств верующих». Как правильно должно вести себя государство в этом очень тонком вопросе? И как должны вести себя евреи, если кто-то сделает кощунственную выставку относительно иудейской религии или Шарли Эбдо опубликует непристойную карикатуру на еврейского пророка, например? Должны ли евреи «скушать» это из толерантности или что-то предпринять? Спасибо. Роман Читать дальше |
|
Как в иудаизме принято бороться со своими сексуальными инстинктами и похотью?4 декабря 2017 года, отвечает Рав Меир Мучник Здравствуйте! Спасибо вам большое за ваши регулярные ответы. Был бы признателен, если бы вы рассказали о взгляде иудаизма на следующий вопрос. Во многих религиях и учениях есть практики воздержания от секса (даже в браке) или, если быть более точным, от любых плотских удовольствий, которые приводят к потере семени, т. к. считается, что в семени содержится жизненная сила человека и ее нельзя растрачивать. И наоборот, если воздерживаться, соблюдать целибат (или брахмачарью — в индуизме), процесс старения замедляется, человек наполняется энергией и может даже обрести какие-то сверхъестественные способности. В том же индуизме есть целая система преобразования сексуальной энергии в духовную (там и особое дыхание, и медитации и т. д.). Есть ли какие-то похожие практики трансформации этой энергии в иудаизме? Как в иудаизме принято бороться со своими сексуальными инстинктами и похотью? И какой в целом взгляд на сексуальные отношения (даже в браке): приносят ли они пользу человеку или вред? Спасибо. Лев Читать дальше |
|
Все религии нацелены на подавление свободы, управление адептами, лишение их самостоятельности?..21 августа 2017 года, отвечает Рав Меир Мучник Уважаемые раввины, здравствуйте! В диалоге с приятелем им было озвучено такое мнение: все до одной религии нацелены на подавление свободы, управление своими адептами, лишение их самостоятельности. Как пример: фраза, что «Всякая власть от Б-га» делает из адептов замечательный неконфликтный электорат в случае политики, скажем. А то, что еврейскому народу Тору передал именно Б-г тоже не факт. Это могла быть какая угодно духовная сущность, которая могла принять какой угодно вид. Прошу вас помочь мне сформулировать ответ. Лев Читать дальше |
|
Приятель-эзотерик сказал, что все религии — огромные эгрегоры, питающиеся энергией своих адептов...14 августа 2017 года, отвечает Рав Меир Мучник Уважаемые раввины, здравствуйте! В диалоге с приятелем-эзотериком им было озвучено такое мнение: все религии — это огромные эгрегоры, которые питаются энергией своих адептов. Я не нашелся, что возразить, и прошу вас помочь мне сформулировать ответ. Лев Читать дальше |
|
Нельзя перестать быть евреем? Или тот, кто перешел в другую веру или атеизм, уже не еврей?27 июня 2017 года, отвечает Рав Яков Гельфман Шалом! Подскажите, пожалуйста, каким образом решается следующее противоречие? Принято считать, что, родившись евреем или став им, пройдя гиюр, нельзя перестать быть евреем. Но в то же время еврей, перешедший в другие религии или в атеизм, уже евреем не является. Более того, он считается умершим человеком. Каким образом сочетаются мысль о том, что евреем перестать быть нельзя, с мыслью о том, что перешедший в иную религию или атеизм (например, бард Галич) — уже не еврей? Правда ли, что душа выкреста становится диббуком? N. Читать дальше |
|
Смотрю на индусов и буддистов... все убеждения стали подкашиваться...24 мая 2016 года, отвечает Рав Ашер Кушнир Здравствуйте, рав! Я давно в силу своих религиозно-философских интересов изучаю религии Востока. Особенно последнее время меня занимают мистико-аскетические практики индусов (йога и медитация). Честно говоря, у меня все убеждения стали подкашиваться. Я в смущении. Все мы знаем, что только знание истинного Б-га, только истинная вера, жизнь по заповедям преображают человека, позволяют ему бороться с грехами, с дурными склонностями, наполняют его радостью, светом и покоем. Но очевидно, что жителям Индостана на протяжение более 4 тысяч лет не был открыт истинный Б-г и подлинный путь к Нему, но это нисколько не лишило их духовного развития, прозрений, дарований. Индийские йоги-аскеты могли по 300 раз в день восхвалять Кришну или Шиву (по сути, несуществующих богов), могли от юности своей отказаться от вступления в брак и загубить свой дар любви к женщине, они творили бескорыстные дела милосердия и любви, они посредством медитации могли исцелять свое тело от болезней, не собираясь смиряться со своими недугами как наказанием за что-то или как полезным благом для того, чтобы человек поменьше грешил. И самое пугающее, что всем известны феноменальные способности йогов останавливать сердце и отключать мозг на какое-то время! Знаете, я в жизни не видел никогда, даже среди праведных евреев и многих христиан, таких просветленных сияющих лиц, как у йогов-аскетов, как будто они вообще уже не в этом мире… Чем это обусловлено? Не могу понять. И в отличие от нас они не мучаются своими житейскими вопросами, не молятся, не просят Всевышнего о помощи. Они все, что нужно, берут сами, используя силу «бога» внутри себя. Значит, получается, можно и без Б-га свою жизнь преображать?! Вы меня извините за такой накал эмоций, но меня просто измучили эти вопросы. Я привык жить в своей монолитной однополярной идеологии, я всю жизнь иудей и всегда считал, что истина только такова, какой ее рисует моя религия. А когда посмотришь на индусов, на буддистов, джайнов и шаманов, у которых и без Б-га удивительные достижения, и без Торы, и без наличия семьи, то естественно встает вопрос: а для чего вообще мы восприняли один единственный религиозный путь, когда путей к преображению и общению с Всевышним много? Давид Читать дальше |
|
Как иудаизм относится к изучению научных дисциплин?11 октября 2015 года, отвечает Рав Даниель Маршальский Шалом! У меня такой вопрос: если изучение и исполнение Торы и других священных книг в соответствии с еврейским мировоззрением является основным занятием и целью человеческой жизни, то какое отношение иудаизм имеет к учебным заведениям и учебным программам, которые далеки от духовности, которые рассматривают и преподают науку отдельно, без признания Б-га высшей движущей и оживляющей силой всего сущего? И, вообще, нужны ли человеку знания в научной области? С уважением, А. Читать дальше |
|
Евреи — народ?29 мая 2015 года, отвечает Рав Ашер Кушнир Я давно пытаюсь понять, чем евреи отличаются от других национальностей. С одной стороны, как все, с другой, не как все. Загадка. Можете ли вы это прояснить? Читать дальше |
|
Родственники нервно реагируют на мой религиозный вид20 февраля 2015 года, отвечает Рав Ашер Кушнир Я один в стране и время от времени посещаю своих родственников. В последний раз, зная, что они предложат поесть, принёс свою еду. Это их очень разозлило. И, вообще, они нервно реагируют на мой религиозный вид. Не пойму, какая им разница? Что я такого им сделал? Читать дальше |
|
Почему я должен идти по дороге Авраама, Ицхака, Яакова? А не по дороге Ешу, Мухаммеда или Будды?10 февраля 2015 года, отвечает Рав Даниель Маршальский Почему я должен идти по дороге Авраама, Ицхака, Якова? А не по дороге Есуса, или Мухаммеда, или Будды??? Юрий Читать дальше |
|
Где можно пройти нормальный гиюр, без фанатизма?10 октября 2014 года, отвечает Рав Ашер Кушнир Где можно пройти нормальный светский гиюр, без фанатизма? Вопрос Мои родители атеисты. Мой муж еврей. У меня 4 детей. Мои дети на вопрос «кто ты» отвечают — еврей. Они не крещены. 7 лет жили в Израиле. Мы верим в единого Б-га. То, что у нас в душе, не достаточно, чтобы быть евреем? Вопрос Почему вы — я имею в виду ортодоксальное течение иудаизма в Израиле — захватили монополию на гиюр, будто у вас есть на этот счет мандат Вс-вышнего? Вы что, одни в этом разбираетесь? Вопрос Я прошла гиюр за три месяца. Кто-то сказал, что это недействительно. Но я же ничем от остальных евреев не отличаюсь! Почему я должна быть похожа на ортодоксов? Почему еврей по рождению имеет право вести светский образ жизни, а гер обязан быть религиозным? Вопрос Хотелось бы спросить, почему так трудно нееврею принять иудаизм? Строятся какие-то препоны, устраиваются какие-то проверки… Почему? Это очень обижает и отталкивает. Читать дальше |
|
Я еврей по национальности! Зачем мне ещё религия?12 сентября 2014 года, отвечает Рав Ашер Кушнир Я давно пытаюсь понять, чем евреи, по сути, отличаются от других национальностей. С одной стороны, как все, нет никакой разницы, а с другой, — не как все. Загадка. Можете ли вы это прояснить? Вопрос Мы евреи по национальности, не пойму, зачем нам религия? Нужно эти понятия друг от друга отделить! Вопрос А можно быть русским иудейской веры? Читать дальше |
|
Родственники оскорбляют, потому что я религиозный29 июня 2014 года, отвечает Рав Ашер Кушнир Меня недавно сильно обидел родственник из-за соблюдения мной кашрута. Как относиться к родственникам и друзьям, которые осмеивают и оскорбляют только потому, что ты — религиозный? Читать дальше |
|
Друзья решили нас «спасти», как быть?1 июня 2014 года, отвечает Рав Ашер Кушнир Я и мой друг находимся сейчас в очень непростой ситуации. Около четырех месяцев назад мы начали первые попытки приближения к еврейской жизни. К сожалению, этот шаг вызвал антагонизм со стороны наших друзей. Можно сказать, что имеет место полное неприятие. Все это высказывалось и высказывается нам в глаза, без обсуждения. Друзья пытаются «спасти» нас от «народного опиума», твердо веря в свою правоту. Подскажите, пожалуйста, что делать в сложившейся ситуации, чтобы не потерять друзей. Получается, что на сегодняшний день нам просто не с кем общаться: старые друзья не разделяют нашего нового образа жизни, а нового социума из тех, кто живет еврейской жизнью, пока не образовалось. Читать дальше |
|
Это не вопрос — скорее, размышления и крик души...16 декабря 2013 года, отвечает Рав Яков Шуб Здравствуйте, это не вопрос — скорее, размышления и крик души. Как востоковеда меня интересовала тема восточной духовной практики, буддизм, даосизм, конфуцианство, индуизм, различные культы, также секты, шаманизм, язычество и пр. На изучение всего этого было потрачено порядка 10 лет, и это тут же было выброшено при знакомстве с Торой, там есть всё! Моего прапрадеда убили во время погромов на Украине, бабушка побывала в концентрационном лагере в Германии, семья на протяжении двух поколений отрицает всякую связь с еврейством: «Да, есть, но не хочу, чтобы кто-то знал, что я еврей». Несколько раз за жизнь Тора проплывала перед глазами, но что-то удерживало посмотреть, что там написано. Собственно, итог изучения восточных религий… Суть практик заключается в стирании личностного чувственного и умственного восприятия человеком мира, чтобы он видел его как таковой. Просветление так и называется, потому что человек видит свет (ор), из которого состоит весь мир, и кроме этого света ничего нет. Восточные практики направлены на убирание всего лишнего из человека, поиск смысла его жизни, который он придумал себе сам и держится за него. А потом ему в результате тех или иных событий даётся понять, что смысл ложный. Сколько примеров на Востоке, когда люди, достигшие просветления, после этого тут же кончали жизнь самоубийством. Смысла нет, есть только свет. Судьба таких гуру, учить или просто «существовать», — всё принимается как таковое. Конфуцианство, буддизм и даосизм сказали, что Бога нет. На примере буддизма: есть только ничто. Действительно, если есть только ничто, Б-г не придет, и олам а-ба (будущий мир) тоже, вас ждёт божественная пустота и несуществование. Человек существует только сейчас, но его нет, завтрашнего дня нет, будущего и прошлого. Это даже не мировоззрение Эсава. Люди этих конфессий исповедуют либо рождение без тела, в виде асуров (это малахи — ангелы) — предел мечтаний, либо рождение снова человеком, либо пустоту. Не лучше обстоит с культами солнца (хаманим, такие уже были), звезд и божеств. Люди хотят после смерти быть с теми силами, которым они поклоняются. Культы бездны, язычества, сект и шаманизм натыкаются на непроглядный мрак, это тьма, но густая, в неё можно погружаться — и не будет ей конца. Это напоминает полосу Тоу (תוהו), из которой исходит мрак, скрывающий присутствие Творца. Большинство людей, родившихся на территории, где исповедовали шаманизм, не в состоянии уйти от этого восприятия мира. «Религия» Африки, черных стран, тесно связана с культом мертвых. Занимательно, что она легко и просто срослась с христианством во времена работорговли и депортации черного населения в другие страны и на другие материки. Если говорить про индуизм, верховное божество и источник всего — Вишну, дремлющий бог, тело которого полностью духовно. Он распадается на тысячи проявлений, и каждое проявление имеет своё имя, выбор большой. Похоже на Адам Кадмон, душу первого человека, которая распалась на отдельные души, которые теперь работают над собой. Причём в индуизме душа человека, достигшего совершенства, сливается с Вишну (душой первого человека) и является его проявлением в этом мире, в том или ином аспекте, который имеет отдельное название божества (зависящее от качеств этого человека). Вишну — это всё. Он спит и видит сны, но никто из индуистов не знает, что произойдёт, когда Вишну проснётся и откроет глаза. Это главная загадка людей, исповедующих монотеизм в виде поклонения человеческой душе. Некоторые утверждают, что мир перестанет существовать. Возможно, они просто не знают про олам а-ба? Занимаясь идолопоклонством, трудно найти Творца. Когда человек на дне, а вокруг столько разных сил, и кто чему хочет — тот тому и поклоняется. Написать можно много, только незачем. Христианство и Ислам: зачем терпеть, хотеть и алкать рая, когда можно хотеть только Б-га? Для меня Тора — и понимание живого Б-га, которому можно ещё и молиться! И что Он есть — перевернуло весь мир. Вот такой странный путь у меня получился. София Читать дальше |
|
Если учёные-атеисты ошибаются, то откуда у них такие успехи?3 декабря 2012 года, отвечает Рав Реувен Куклин Почему научное мировоззрение, опирающееся на материалистическое учение, приводит к положительным результатам и убедительно объясняет мир, не обращаясь к религии? Если учёные-атеисты ошибаются, то откуда у них такие успехи? А. Москва, Россия Читать дальше |
|
Как же мне дальше жить?..30 мая 2011 года, отвечает Рав Реувен Куклин Как же мне дальше жить?.. Я прошу прощения, что обращаюсь к Вам, но… больше мне спросить просто не у кого. Да и выговорить все это вслух у меня, скорое всего, не получится. То, что мама у меня еврейка, я знала всегда. Это написано в моем свидетельстве о рождении. То, что мой отец русский, тоже ни у кого сомнений не вызывало. Я же гордо называла себя полукровкой: много читала, хорошо училась, играла на пианино, писала стихи — ну это понятно, все евреи талантливые. Дальше все тоже прекрасно — институт, счастливый брак, деа в меру шаловливых дочки, успешная карьера. Сейчас — могу работать, могу — не работать, так что в свое удовольствие чередую одно с другим. Жизнь удалась. Конечно, было всякое, но, глядя вокруг, могу уверенно сказать:36 лет — полет нормальный. Всевышний, хотя разговор о моем вероисповедании тема сложная и очень неприятная, всегда был ко мне более чем милосерден, уж не знаю за какие заслуги. Наверное, за то, что я всегда упрямо искала и находила Его присутствие во всем происходящем, хотя и спорила с Ним изрядно. Все бы и дальше было бы так же просто и правильно (ну или почти просто и правильно), если бы моему мужу не представилась возможность во второй раз съездить в командировку в Израиль и в этот раз взять меня с собой. Честно говоря, я упиралась, как могла. Во-первых, я не люблю (побаиваюсь, если честно) летать. Во-вторых, я уже бывала за границей, в том числе и в Париже, и каждый раз, возвращаясь, я «целовала» взлетно-посадочную полосу. Не скажу, что я — патриот своей страны, но, по крайней мере, где-то рядом. Кроме того, из предыдущей поездки в Израиль мой муж привез косметику и какие-то христианские талисманы из лавочек и долго, взахлеб, рассказывал о крестном пути и Храме Гроба Господня. Я терпимо отношусь к любой вере, но… на расстоянии, желательно, на большом. Ехать же туда и смотреть на чужие святыни меня не прельщало. А про мои мне ничего не было известно… разве что завалялось где-то в памяти словосочетание «Стена Плача». Но вот, что оно означало, спрашивать меня было бесполезно. Мой муж — человек не верующий, агностик, как он говорит (хотя, скорее всего, понятия не имеет, что это значит). Так что теологические споры мы в семье не ведем, и меня это устраивает. Всегда устраивало. Мне достаточно было знать, что его дед по матери — еврей. Что касается моей семьи — то ни о какой религиозности и ни о каких корнях, традициях и обычаях речь никогда не шла. Дед моей матери был революционером. Отца моей матери в 37-м арестовали только за то, что он еврей. И хотя тогда для дедушки все обошлось, он всегда старался убедить меня, что я — русская. Честно говоря, насколько я помню, это была единственная причина, по которой он терпел моего отца. Иврита дедушка не знал, по крайней мере, он так говорил, а идишу учить меня он отказался. А когда я получала паспорт, он плакал, и чуть ли не на коленях умолял: «Пиши “русская”». Я написала. А кем же я еще могла быть и была, если не «иваном, не помнящим родства»? Мамина мама умерла за год до моего рождения. Правда, во времена перестройки я как-то случайно попала в «Сохнут», пообщалась с такими же, как и я, полукровками и четвертинками, жаждущими красивой заграничной жизни, проводила в Израиль мамину родню, написала несколько стихов для их стенгазеты, выучила одну фразу на иврите и… пошла дальше своей дорогой. А первого мая этого года мы с мужем прибыли в Бен-Гурион. Конечно, я плакала. И все никак не могла оторваться от стекла, за которым был виден странный фонтан: из отверстия в крыше вниз, в чашу фонтана капали капли воды. «Видишь, — сказала я мужу, — так же Всевышний собирает нас со всего мира в Свою ладонь». «Ты всегда плачешь, когда красиво», — ответил он. Согласна, но в этом было что-то еще, что-то очень неуловимое и странное. Где-то на пределе слышимости в моей душе робко и неуверенно прозвучал вопрос: «Неужели дома»? «Дом — это в Питере», — одернула я свое буйное воображение и направилась к стойкам паспортного контроля. Потом я долго бродила по улицам старых и новых городов. Сгорая от стыда, что отвлекаю Всевышнего от дел, вложила записку в Стену Плача (так посоветовал экскурсовод), а, поскольку молиться я никогда не умела, то быстренько сбежала оттуда, освободив место тем, кому оно было нужнее. И все было как-то не так… Словно я потерялась. А потом был вечер пятницы. Свечи в холле гостиницы. (Моих знаний хватило на то, чтобы объяснить мужу, что наши женщины зажигают их каждую пятницу на закате. Но почему, зачем, как?). Небольшая чинная очередь в гостиничный ресторан, где «все включено». И большие, непривычно тихие, еврейские семьи за круглыми столами… И… хала. (В детстве мама, отправляя меня за хлебом, всегда просила купить халу, теперь ее уже не продают). Старый еврей за соседним столом укрыл халу белой салфеткой, что-то сказал на чужом гортанном языке и, отламывая от нее кусочки, стал макать их в соль и раздавать всей своей семье. И… мир вокруг меня рухнул. Я оглядывалась вокруг и видела снова и снова, как старики и отцы семейств протягивают своим детям и внукам кусочки соленого хлеба… А я была… сиротой. Вокруг был праздник. И это был, совершенно точно, мой праздник, вот только меня на него почему-то не пригласили… Впрочем, свою халу я все-таки съела… потом, когда все уже отужинали и большая часть гостей разошлась по своим делам. На лотке еще оставалась одна маленькая плетеная булочка. Я долго смотрела на нее и все думала, могу ли я ее взять? Потом решилась и взяла — словно украла. И съела… просто так, без благословения и без соли, украдкой, запивая слезами и виновато косясь на мужа. В воскресение мы вылетели домой. Мне обрадовались те, кто считает меня другом, по мне соскучились те, кто называет себя моими врагами. Я обняла детей и маму. Все получили подарки: косметику с Мертвого Моря и положенные в таком случае талисманы из лавочек. Только вот рассказать о том, как я съездила в Израиль, мне оказалось некому… Да и спросить о том, как же мне дальше жить, тоже не у кого. Еще раз простите за беспокойство. С уважением, Лена. Читать дальше |
|
Я еврей, но нахожусь в духовном поиске…10 декабря 2009 года, отвечает Рав Реувен Куклин Я еврей, но нахожусь в духовном поиске. Побывал на всяких религиозных религий, мероприятий и я не могу определиться в плане духовности. На некоторых форумах говорят: в принципе уже надо было давно определиться, но мне сложно. Я люблю медитацию и эзотерику. Эзотерику воспринимаю, как духовные учения от разных религий. Вот тут и возникает вопрос: можно ли смешивать религии или просто оставлять свой накопленный духовный опыт? Говорят, что религия это, прежде всего, поиск. Поиск найти себя, то, что тебе нравится. И этому обучаться. И такой еще вопрос, почему каждая религия говорит, что она правильная, и то, что не относится к ней, все от дьявола, или что-то в подобном роде? Александр Читать дальше |
|
Иудаизм — вера или знание?6 октября 2009 года, отвечает Рав Реувен Куклин Шалом. Если возможно, объясните, что такое вера? Или это просто надо верить, сказать себе, что я верю и всё. Или это что-то сверхъестественное, чего нам не понять, а просто верить. Заранее благодарен. Если вы считаете нужным или полезным, можете опубликовать на сайте, но без моего имени. Я просто не знаю, корректный ли это вопрос. Спасибо. Ф. Читать дальше |
|
Меня интересуют религии других культур28 мая 2009 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Здравствуйте. Меня интересуют религии других культур, могу ли я изучать-читать (в целях повышения образования) такие книги, как Библия и Коран. Я всегда сравниваю их с Торой. Пример: в Библии — книга Левиты, глава 11, стих 7—8 — чётко написано, что есть свинину нельзя, в Новом Завете в той же Библии нет фразы о том, что можно есть свинину, или можно не блюсти законы Ветхого Завета. Многие мои знакомые и коллеги задумались об этом, а вот один сказал, что КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕЛЬЗЯ ЕВРЕЮ ИЗУЧАТЬ, ЧИТАТЬ И ИМЕТЬ ДОМА БИБЛИЮ… Вопрос. Тора запрещает изучать религии других культур в целях образования? Alligator, Москва Читать дальше |
|
Есть ли веротерпимость у религиозных евреев?25 февраля 2009 года, отвечает Рав Реувен Пятигорский Посмотришь на религиозных евреев, и начинает казаться, что они не очень терпимы к другим конфессиям. Можно подумать, будто один иудаизм является «правильной» религией, а все остальные верования заблуждаются. Но ведь это в корне неправильная точка зрения: в каждой вере есть нечто, общее для всех людей. Зачем отбрасывать истину, добытую другими народами? Читать дальше |
|
Христианин + мусульманка = еврей?5 августа 2008 года, отвечает Рав Реувен Куклин Я и моя будущая супруга разных вероисповеданий: я - христианин, она мусульманка. Мы хотим заключить брак перед Богом и воспитывать будущих детей в вере. Хотим стать иудеями. На сколько наши помыслы чисты при этом и каково будет отношение суда к нашим мотивам? В. Читать дальше |
|
Почему в мире так много религий?8 апреля 2008 года, отвечает Рав Реувен Куклин Почему в мире так много религий? Читать дальше |
|
Какая разница между иудаизмом и буддизмом?21 февраля 2008 года, отвечает Рав Реувен Куклин Очень интересно как относится иудаизм к буддизму, потому что отношение и связи с христианством и мусульманством более-менее ясны, а на этот вопрос я не могу найти ответ ни в книгах, ни в интернете. Буддизм — это религия или мировоззрение? Есть ли какие-то заимствования между буддизмом и иудаизмом? с уважением, Ламаска В. Читать дальше |
|
Еврей-христианин - выкрест?15 февраля 2007 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Нерелигиозный еврей принял христианство. Можно ли называть его выкрестом? А., США Ответ: Уважаемый Анатолий! Любой еврей остаётся евреем. Для него существует возможность больше приблизиться к Торе и еврейству. Даже нерелигиозный еврей, который стал христианином, – это страшная вещь. С уважением, Вопрос: Нерелигиозный еврей принял христианство. Могу ли я называть его выкрестом? Почему Вы не ответили на мой вопрос? Ваш ответ - это не ответ на мой вопрос.Попрошу ответить точнее с опубликованием на сайте. Извините. А., США Читать дальше |
|
Переход из христианства в иудаизм — предательство?15 августа 2006 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Добрый день! Не считается ли предательством переход из другой религии в иудаизм (из христианства, например)? Если не с религиозной, то с общечеловеческой точки зрения (предательство родственников и т. п.). Спасибо, V. S. Читать дальше |
Рав Бенцион Зильбер
Ведь он был их современником?
Рав Яков Шуб
Рав Яков Шуб отвечают на вопросы: в чем секрет успеха Мордехая и Эстер? Ведь неслучайно руководителями еврейского народа, сумевшими предотвратить его уничтожение, были именно они? Чему я могу у них научиться как руководитель?