Как повеление любить ближнего сочетается с повелением «казните каждый брата своего»?3 марта, отвечает Рав Эльяким Залкинд Как сочетается заповедь о любви к ближнему с повелениями, подобными: «Положите каждый свой меч на свое бедро… и казните каждый брата своего, и каждый ближнего своего, и каждый родича своего»? Подобные вещи пугают, и их трудно осознать, но я верю, что ответ есть, просто пока его не понимаю… Р. Читать дальше |
|
Нарушить постановление мудрецов страшнее, чем нарушить заповедь Торы?7 ноября 2023 года, отвечает Рав Леви Ицхак Риц Шалом, квод а-рав (уважаемый раввин)! В книге «Орхот Цадиким», в главе «Врата Раскаяния» написано, что нарушение постановлений мудрецов карается более тяжко, чем нарушение заповеди Торы, а именно смертью. Почему? Хахамим (мудрецы) — это люди, а заповедь Торы дана непосредственно Вс-вышним. Тода (спасибо). Марк Читать дальше |
|
Если все члены Сангедрина считали, что подсудимый виновен в убийстве, подсудимого отпускали?21 июля 2023 года, отвечает Рав Мендель Агранович Здравствуйте! Попалась мне сегодня на Toldot интересная фраза: «Ведь именно так принимал решение Сангедрин: если все его члены находили подозреваемого в убийстве виновным, он объявлялся невиновным». Прокомментируйте, пожалуйста. Заранее спасибо, Михаил Читать дальше |
|
Как запомнить, что входит в категорию «разврат» по Торе?28 апреля 2023 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Уважаемый рав Зильбер, Вы на уроке говорили об «арайот» — запрещенных связях, урок по Ахарэй Мот — Кдошим. Потом посмотрел об этом еще в Википедии (иврит), огромная схема с множеством разноцветных квадратиков. Понимаю, что вопрос глупый, надо просто не жалеть времени на учебу. Но, всё-таки, нет ли какой-то более короткой дороги? Спасибо. N. Читать дальше |
|
Как сочетаются заповедь «Не убий» и повеление Б-га убивать идолопоклонников, убийц и др.?7 ноября 2021 года, отвечает Рав Меир Мучник Шалом! Как сочетать между собой заповедь «Не убий» и повеления Ашема убивать идолопоклонников, убийц, прелюбодеев и др.? А также повеления убивать всех от мала до велика при завоевании Эрец-Исраэль? Константин Читать дальше |
|
Какие грехи ведут к смерти?3 декабря 2019 года, отвечает Рав Моше Сытин Есть грехи к смерти и не к смерти. Какие грехи ведут к смерти? Читать дальше |
|
Почему Скрижали Завета были из камня?2 сентября 2019 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Шалом! Почему Бог даровал Свои основные десять заповедей (на самом деле заповедей 613) именно на каменных скрижалях? Итак, почему же заповеди не были написаны, а были прожжены Богом насквозь? Владимир Читать дальше |
|
Почему не убивают нарушителей субботы и мужеложцев?4 февраля 2019 года, отвечает Рав Мендель Агранович Здравствуйте! Я читал в Торе, что Б-г дал повеление израильскому народу через Моисея: тот, кто не соблюдает субботу, должен быть убит. Это же относится и к мужеложцам — должны быть убиты еврейским народом. И, если праздник человек не соблюдает, тоже должен быть убит. А эти законы, данные Б-гом, не соблюдаются. Даже в Израиле. Получается, что творится беззаконие. А как харедим относятся к этой проблеме? Борются ли они за исполнение Закона? Неужели, если кто-то убьёт мужеложца, то его будут судить в Израиле как преступника? Это за исполнение Закона, данного Всевышним? Как это понять? Спасибо. Габриэль Читать дальше |
|
Еврейская выпивка. Почему и когда говорят «Лехаим»?6 ноября 2017 года, отвечает Рав Яков Шуб Почему евреи, перед тем, как выпивают, всегда говорят «лехаим», это что, еврейский тост? Когда его правильно говорить? Читать дальше |
|
Приговорить человека к смертной казни по закону Торы было невозможно?25 августа 2017 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Шалом, уважаемые раввины. Один человек, основываясь на законах Торы о свидетелях, утверждает, что законы судопроизводства, которые дал нам Творец, делают смертную казнь практически невозможным событием. Ведь для того, чтобы приговорить человека к казни, недостаточно даже того, что два свидетеля видели, как совершалось деяние (никакие «косвенные доказательства» в расчет не принимаются). Абсолютно необходимое условие — чтобы еще до совершения преступления два человека сказали потенциальному преступнику, что задуманные им действия — запрещены, и предупредили, что за эти действия ему грозит смертная казнь). Этот человек вопрошает: «…получается, что доказать прелюбодеяние жены практически невозможно. Но тут я вижу две неувязки, на мой взгляд: человек может точно знать, что его жена совершила прелюбодеяние, но так как не хватает какого-то формального доказательства, сделать ничего не может. (Хотя какой развод может быть в случае прелюбодеяния, если за это полагается смертная казнь?) Второе. Получается, что Всевышний даёт закон о прелюбодеянии, который в принципе не может быть исполнен! Ведь в конце концов только последняя дура расскажет о том, что она на ночь к любовнику собирается, зная, что её за это казнить могут… Не кажется ли Вам, что люди перегнули с требованиями к свидетелям? Ведь если так подходить, то невозможно наказать ни одного преступника: вор будет рассказывать о том, что он на дело собирается? Ну, а раз его никто не предупредит, из свидетелей, то и наказать нельзя. Или человек убил и ограбил: а я не знал, что убивать и грабить нельзя… Абсурд…» С уважением, А. Читать дальше |
|
Почему самая легкая казнь, назначаемая Сангедрином, заменяется самой тяжелой от руки Небес?15 мая 2017 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте, рав! У меня такой вопрос. Смерть от болезни «аскара» считается самой страшной смертью. Сегодня, когда нет казней бейт-дина (побивание камнями, удушение, отсечение головы, сожжение) они реализуются от руки Небес. Тогда почему тот, кто заслужил смерть от удушения, может умереть от «аскары» в наше время? Ведь удушение Талмуд считает самой легкой из четырех предписанных Торой казней! А тут вместо нее человек получает самую тяжелую… Спасибо, с уважением, Д. Читать дальше |
|
Надо проявлять милосердие к врагу? Почему же Давид завещал убить Шими, сына Гэйры?20 мая 2014 года, отвечает Рав Зеев Урман Шалом, квод рабаним. Изучая книгу Пеле Иоэц, я увидел такую фразу: «Но чтобы уподобиться Ему, Благословен Он, необходимо проявлять милосердие и жалость даже к врагу, желающему тебе зла. Даже если он человек, дурно поступающий, который ведёт себя вызывающе по отношению к тебе, не отстраняйся от проявления доброты, сострадания и милосердия, даже если он использует твоё благодеяние во зло тебе, так же, как Всевышний, Благословен Он, поступает со своими творениями». С другой стороны, в книге Млахим написано про то, как царь Давид завещает перед смертью: «И вот (еще) у тебя Шими, сын Гэйры, Бинйаминянина из Бахурима; он злословил меня тяжким злословием в день, когда я шел в Маханаим, но сошел навстречу мне к Ярдэйну, и я поклялся ему Господом, сказав: “Я не умерщвлю тебя мечом”. А ныне ты (не считай) его невиновным, так как ты человек умный и знаешь, как тебе поступить с ним, и сведи седину его в крови в преисподнюю». Как можно разрешить кажущееся противоречие между этими двумя вещами? Или это рекомендация, которой не обязательно следовать, и можно быть абсолютно праведным и близким к Творцу человеком, как был царь Давид, и не следовать этому принципу? Зеев Читать дальше |
|
Человек собирал дрова, чтобы его семья могла согреться. А Всевышний приказал побить его камнями...14 мая 2014 года, отвечает Рав Зеев Урман Уважаемый раввин, меня мучает картина из книги Бемидбар (15; 32-36), где Моше слышит от Всевышнего приговор человеку, который нарушил субботу. Нарушитель работал; собирал палки на костёр для семьи, чтоб согреться. Моше приказал народу побить того еврея камнями до смерти. Может, это было испытание и сам Сатан приказал совершить это убийство? А Моше должен был начать спорить с ним, требуя не делать из них убийц, как это делают другие народы. Нарушитель должен умереть? Хорошо… Пошли ангела, пусть тот возьмет его душу как есть. А мы сядем вокруг оплакивать смерть соплеменника. И все народы увидят, как освятится имя Всевышнего, что евреи добры и милостивы, как и сам Творец! Но ведь не сказал так Моше. Спасибо. Люба Читать дальше |
|
В чем был грех царя Шауля перед гивонитянами?11 октября 2012 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом!! Вторая книга пророка Шмуэля 21:1 упоминает о грехе царя Шаула по отношению к Гивонитянам, но из текста Танаха нигде не видно, что царь Шаул истреблял Гивонитян. Может быть, Вы знаете, есть ли упоминание об этом грехе в Устной Торе? Царь Давид выдаёт на расправу Гивонитянам «двух сыновей Рицпы, дочери Айи, которых она родила Шаулу, — Армония и Мефивошэта и пятерых сыновей Михали, дочери Шаула, которых она родила Адриэйлу, сыну Барзиллая из Мехолы. И выдал он их в руки Гивонитян, и они повесили их на горе пред Господом. И пали они, семеро вместе; а были они умерщвлены в первые дни жатвы, в начале жатвы ячменя» (Вторая книга пророка Шмуэля 21:8—9). Внешне это выглядит так: царь Давид избавляется под надуманным предлогом от потенциальных претендентов на трон, лишая жизни двух братьев и 5 племянников (одновременно приёмных детей) своей жены Михаль. Это ещё не всё: ведь Давид клялся царю Шаулю никогда не лишать жизни никого из его потомков (первая книга пророка Шмуэля 24:20-22): «А теперь знаю я, что ты непременно будешь царствовать, и утвердится в руке твоей царство Исраэйлево. А теперь поклянись мне Г-сподом, что ты не истребишь потомства моего после меня и не уничтожишь имени моего из дома отца моего. И поклялся Давид Шаулу. И пошел Шаул в дом свой, а Давид и люди его поднялись в свое укрепление». .Почему он преступил свою клятву? Легитимен ли в еврейском законе обычай кровной мести (пример: случай с Гивонитянами). D. Читать дальше |
|
Как-то лихо Йеуда приговаривает Тамар к сожжению...23 марта 2012 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом, уважаемые равы! 1.Почему Иегуда счел Тамар ЗОНА (встретив ее на дороге), а посланный им адуламитянин (чтобы отдать обещанного козленка) ищет КДЕШУ? 2. Как-то лихо Иегуда приговаривает Тамар к сожжению. Она ведь официально ВДОВА и не состоит ни с кем в браке. Соответственно, обвинить в прелюбодеянии её нельзя(!), и является ли казнь сожжением именно той казнью, которой следует наказывать прелюбодейку? Тода раба. Дмитрий Читать дальше |
|
Почему Еуда приговорил Тамар к смерти на костре?29 июня 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! Уважаемые раввины! Йеуда намеревался сжечь Тамар за разврат. Но по закону такому наказанию подвергалась девушка из семьи коаним. Таки Тамар была из семьи коаним? Александр Читать дальше |
|
Всевышний Сам Себе противоречит?4 марта 2011 года, отвечает Рав Берл Набутовский Здравствуй, уважаемый раввин. У меня есть несколько вопросов, касаемых Пятикнижия. Насколь мне известно, Господь дал народу Израиля 10 заповедей, одна из которых — не убей. Но тогда почему же Он приказал евреям уничтожить абсолютно всех жителей Ханаана (включая женщин, детей, стариков и т.д.)? Не идёт ли этот приказ Всевышнего вразрез с Его заповедью «не убей»? Читать дальше |
|
Можно убивать самаритян?3 августа 2006 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Вопрос: На одном из форумов в качестве жестокости древних евреев к иноверцам были приведены такие слова: « независимо от того,является ли это убийство кьютина (нееврея) кьютином, или израильтянина кьютином, они подвергаются суровому наказанию, но за убийство кьютина (нееврея), израильтянином, не предусмотрено никакого наказания (санхедрин 57а)». Если можно ответьте, пожалуйста:1. Действительно ли есть такая книга — санхедрин. (Я слышала, что это был суд в древней Иудее, а есть ещё книга?) 2.Что значит кьютин, действительно это нееврей? 3.Действительно ли еврей не нес ответственность за убийство нееврея? Если вы, конечно, сможете ответить. Заранее благодарю. Н. Р. Читать дальше |
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ