Почему так много названий у заповедей?1 февраля 2019 года, отвечает Рав Овадья Климовский В чём отличия хукким, мишпатим, мицвот друг от друга? (Казалось бы, можно было бы «обобщить», сказав «мицвот», но Тора упорно повторяет вновь и вновь: хукким, мишпатим, мицвот). А. Читать дальше |
|
Когда началось порабощение?28 декабря 2018 года, отвечает Рав Овадья Климовский Когда началось порабощение евреев в Египте? В прошедшей недельной главе (Ваэра), комментируя пасук (стих) о годах жизни Леви, Раши пишет, что именно после смерти Леви началось порабощение евреев. Однако в конце книги Берейшит Раши приводит другой комментарий, где говорит, что порабощение началось после смерти Яакова-авину. Раши ссылается на два разных мидраша, или имеются в виду разные этапы порабощения? Ицхак Читать дальше |
|
Как делали масло для меноры?5 декабря 2018 года, отвечает Рав Овадья Климовский Почему когда во времена Храма для меноры делали оливковое масло, то первые две или три капли считались кошерными, а остальные нет? С чем это связано? Читать дальше |
|
Почему Рахель не помешала замужеству своей сестры Леи?16 ноября 2018 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! Почему Рахиль не помешала замужеству своей сестры Леи? Она была соучастницей обмана Якова? За что Б-г наказал её смертью во время родов? Валерий Читать дальше |
|
Почему Авраам угощал ангелов мясом с молоком?26 октября 2018 года, отвечает Рав Овадья Климовский И все-таки. Поясните — мясное и молочное запрещено. Для чего в Торе приводится, что Авраам, когда к нему явились три ангела, угощал их и мясом и молоком? Делалось это одновременно! Зря и напрасно ничего не написано. В., Минск Читать дальше |
|
Откуда известно, что яйца вообще разрешены в пищу?3 октября 2018 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте, уважаемые раввины! Считается неоспоримым, что яйца — парве (не мясная и не молочная пища), значит, можно есть их с молоком. Даже бытует выражение — когда хотят сказать, что какое-то положение не подлежит сомнению, говорят: «Это — как яйцо в кутахе (вид молочного блюда)». То есть, это так же несомненно, как то, что яйцо можно есть с молочной пищей, если я правильно понимаю. Вопрос к вам: откуда это известно, ведь яйцо — это, вроде как, часть тела курицы и потом должно стать цыпленком, так почему это не мясо? И даже больше спрошу — а откуда известно, что яйца вообще разрешены в пищу? С уважением, В. Читать дальше |
|
Куда смотрел Пинхас, и почему Моше не разгневался на него?6 июля 2018 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом. В НГ Матот описывается, как Моше рабейну послал по тысяче от колена и Пинхаса во главе отомстить мидьянитянам. Когда они вернулись, Моше рабейну разгневался на военачальников и т.д. Вопрос. Куда смотрел Пинхас, и почему не на него разгневался Моше? Йосеф Шалом Читать дальше |
|
Почему Моше сделал именно змея?22 июня 2018 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом. Когда Израильский народ был поражаем в пустыне змеями, почему Моше сделал именно змея, почему не цветок или еще что-то? Почему именно то, что поражало, именно это должно было и исцелить? Игорь Читать дальше |
|
Удалось ли сыновьям Кораха выбраться из Ада живыми?15 июня 2018 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом, уважаемый р. Климовский! Я не слишком часто Вас спрашиваю?: ) Как-то не получается у меня учить РАШИ самостоятельно… Речь идёт о выступлении Кораха и его сторонников против Моше. Раши пишет, комментируя стих «Сыны же Кораха не умерли» (Бэмидбар 26:11): «…во время возмущения они испытали раскаяние в сердце своем, и потому для них в Геиноме было отгорожено высокое место, и они сидели там». Что это значит? Ведь Тора говорит, что и Корах не умер, а сошел живым в преисподнюю (Бэмидбар 16:33: «И сошли они со всем принадлежавшим им живыми в преисподнюю, и покрыла их земля, и исчезли они из среды общества»). Удалось ли сыновьям Кораха выбраться из Геинома живыми? Заранее спасибо за ответ. Александр Читать дальше |
|
Ученики раби Акивы погибли во время восстания Бар-Кохбы?3 мая 2018 года, отвечает Рав Овадья Климовский Ув. раввины, в связи с Лаг ба-Омером у меня возник вопрос о причине смерти учеников раби Акивы: 1. Чем смерть учеников раби Акивы выделяется среди смертей большинства хахамим (мудрецов)? Почему в честь них у нас уже почти две тысячи лет действует траур, а дата смерти большинства остальных проходит незамеченной или, максимум, зажигают поминальную свечку? 2. В чем радость прекращения эпидемии, почему эту дату выделяют особо, ведь по сути это не эпидемия прекратилась, а просто больше учеников не осталось, все померли?.. 3. За последнее время я уже от двух раввинов слышала, что не было никакой эпидемии, а причина смерти учеников раби Акивы состояла в том, что они вслед за своим учителем поддерживали Бар-Кохбу и, видимо, погибли в этом восстании. В качестве источников раввины ссылались на некоторые намеки Талмуда и на гаонов (в частности, на письмо Шриры-гаона). В связи с этим у меня вопрос: почему практически нигде в религиозной литературе и в лекциях равов ничего подобного не упоминается? (В частности, на вашем сайте тоже). Я понимаю, как важно говорить о духовных причинах, из-за которых Творец допустил смерть двадцати четырех тысяч мудрецов, но почему замалчивается их связь с Бар-Кохбой? И почему вообще в религиозной литературе Бар-Кохба почти не упоминается, его то ли стыдятся, то ли стесняются… А ведь он был великим человеком, много сделавшим для еврейского народа, подавляющее большинство хахамим того времени считали его Машиахом, Рамбам называет его великим еврейским царем… Я понимаю, что ошибка Бар-Кохбы приведшая к тому, что он не стал Машиахом и восстание было подавлено, могла сломить народ, который уже думал, что вот-вот — и все беды закончатся. Но, в конце концов, царь Хизкияу тоже допустил ошибку, из-за которой не стал Машиахом, но к нему иудаизм относится с уважением… А к Бар-Кохбе почему-то — с презрением… Почему? О. Читать дальше |
|
Гер не обязан приносить Пасхальную жертву?3 апреля 2018 года, отвечает Рав Овадья Климовский Объясните, пожалуйста, как понять Бемидбар 9.14? В переводе Ф. Гурфинкель это звучит как: «И если проживать будет с вами жилец и (пожелает) содеять пэсах Господу, по закону о пэсах и по его суду, такое содеет. Закон один будет для вас, и для жильца, и для исконного земли». Что означает «(пожелает) содеять», это необязательное для гера постановление? Или имеется в виду свобода выбора при исполнении «захочет — исполнит, не захочет — не исполнит»? И что такое «…и по его суду,…»? Чьему суду, гера? Заранее благодарен. Андрей Читать дальше |
|
Почему именно в седер Песах мы наливаем бокал для пророка Элияху?28 марта 2018 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом. В связи с праздником Песах у меня возникли несколько вопросов. Скажите, пожалуйста. Почему именно в седер Песах мы наливаем бокал для пророка Элияху? Не в другой праздник, например, в Суккот? 2. И почему именно этот пророк должен возвестить пришествие Машиаха? Ведь Ханох тоже был взят на Небо. Он тоже мог это сделать?! Спасибо! Шимон Читать дальше |
|
Почему Моше Рабейну не считается отцом еврейского народа, как Авраам, Ицхак и Яаков?25 января 2018 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте. У меня такой вопрос: почему Моше Рабейну не считается отцом еврейского народа, как Авраам, Ицхак и Яаков? Буду рада получить ответ. Спасибо, Оля Читать дальше |
|
Почему вторая египетская казнь была именно лягушки, а не какое-нибудь другое существо?12 января 2018 года, отвечает Рав Овадья Климовский Уважаемый раввин, почему вторая египетская казнь была именно лягушки, а не какое-нибудь другое существо? Заранее спасибо. Виктор Читать дальше |
|
Как можно назвать внебрачные отношения Рувима с Валлой — изнасилованием? Прелюбодеянием?28 ноября 2017 года, отвечает Рав Овадья Климовский Уважаемый Раввин. Как этот момент можно назвать? Изнасилование? Прелюбодеяние? Внебрачные отношения Рувима (Реувена) с Валлой (Билхой) в этом месте были по обоюдному согласию из-за того, что эта женщина испытывала острую нехватку сексуальных отношений? Или это было желание досадить Отцу Иакову?! Тора, 1-я Книга 35: 22: Во время пребывания Израиля в той стране, Рувим пошел и переспал с Валлою, наложницею отца своего. И услышал Израиль. N. Читать дальше |
|
Как узнать, что человек действительно раскаялся?15 сентября 2017 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шавуа тов, уважаемые Рабаним. Мы всё время говорим о тшуве. Как это можно объяснить? Что значит вообще тшува, и как узнать, что человек действительно её сделал? М. Читать дальше |
|
О каком «новом законе» говорит пророк Ирмия?15 августа 2017 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! Объясните, пожалуйста, о каком новом законе говорит Йирмейа (31). Тода. Д. Читать дальше |
|
Еврейский народ называется «гой»?11 августа 2017 года, отвечает Рав Овадья Климовский У меня вопрос. Почему Ашем говорит Моше: «сделаю тебя великим народом», используя слово «лэ-гой»? Но, говоря о еврейском народе до и после этого стиха, Ашем и Моше используют слово «ам». Такое же слово используется в обещании Араму сделать его «гой гадоль». И второе: если в этих Его обещаниях, обращенных к Авраму и Моше, используется именно слово «гой», то почему в утренних молитвах мы благодарим Его за то, что Он не создал нас «гоим»? Спасибо за ответ. Алекс Читать дальше |
|
Почему Б-г не разрешил Моше войти в Землю Израиля?30 июня 2017 года, отвечает Рав Овадья Климовский Почему Б-г не разрешил Моше вместе с евреями войти в Израиль после выхода из Египта? Наум Читать дальше |
|
Почему самая легкая казнь, назначаемая Сангедрином, заменяется самой тяжелой от руки Небес?15 мая 2017 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте, рав! У меня такой вопрос. Смерть от болезни «аскара» считается самой страшной смертью. Сегодня, когда нет казней бейт-дина (побивание камнями, удушение, отсечение головы, сожжение) они реализуются от руки Небес. Тогда почему тот, кто заслужил смерть от удушения, может умереть от «аскары» в наше время? Ведь удушение Талмуд считает самой легкой из четырех предписанных Торой казней! А тут вместо нее человек получает самую тяжелую… Спасибо, с уважением, Д. Читать дальше |
|
Всевышний признал свой поступок ошибочным, опрометчивым?27 марта 2017 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте, уважаемые равы! Очень странный пасук (стих) в Шмуэль I (15, 11) «Сожалею Я, что поставил Шаула царем…» Как Всевышний может сожалеть? Ведь сожаление — это признание своего поступка ошибочным, опрометчивым. Но если Б-г всеведущ, то Он не может ошибаться. Этот же вопрос относится ко всем местам, где упомянуто сожаление Всевышнего. Спасибо. Читать дальше |
|
Вода с пеплом — что за процедура?17 марта 2017 года, отвечает Рав Овадья Климовский В недельной главе Ки Тиса сказано примерно следующее: что после совершения греха золотого тельца евреи должны были пить воду, в которой был пепел от идола. Почему? Спасибо! Михаль, Лейпциг Читать дальше |
|
Какой шуткой об Эстер раби Акива хотел разбудить задремавших учеников?8 марта 2017 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! Скажите, а что кроется на самом деле за шуткой Раби Акивы, которой он хотел пробудить дремавших учеников, насчет 127 стран? С уважением, А. Читать дальше |
|
Зачем Ицхак сказал, что Ривка — его сестра, если Б-г обещал быть с ним?21 февраля 2017 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом. У меня такой вопрос. Зачем Ицхак сказал, что Ривка — его сестра, если перед этим Б-г ему сказал: «Я буду с тобой, и благословлю Я тебя»? Почему он не понадеялся на Б-га? Заранее спасибо за ответ. Моше Читать дальше |
|
Почему евреев не радовал вкус мана?9 февраля 2017 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом Аллейхем! Скажите, почему евреи однажды стали недовольны маном? Роптали на Моше, что им опротивела эта еда и качество её уже не то? Почему её качество снизилось? Михаэль Читать дальше |
|
Исказили перевод, чтобы никто не знал Тору?8 января 2017 года, отвечает Рав Овадья Климовский Объясните, пожалуйста. Сколько ни затрагиваю этот вопрос, у меня не получается понять. По поводу перевода Торы на греческий. 1) Можете привести пример любого отрывка перевода, который был переведен специально «по-другому» и 2) объяснить — почему было переведено именно так? И чем грозил прямой перевод? А то получается, что перевод искажен, чтобы потом упрекнуть, что никто не знает Торы, потому что перевод был неверным. Получится, что перевели не для того, чтобы была неверная интерпретация. А чтобы не узнали Тору. Но, как я понимаю, это не так. И что причина в том, чтобы не исказили так, чтобы появился какой-то риск. 3) Кстати, какой риск? Огромное спасибо. Эрик Читать дальше |
|
Вопрос про Шхем, Шимона и Леви. Подвиг или геноцид?16 декабря 2016 года, отвечает Рав Овадья Климовский Вопрос про Шхем, Шимона и Леви. Заставив сделать им обрезание, они сделали их слабыми, неспособными воевать, и пустились убивать их всех. Это больше похоже на геноцид, а не подвиг. D. Читать дальше |
|
Как в Торе указывается возраст?25 ноября 2016 года, отвечает Рав Овадья Климовский Несколько недель назад мы с парой человек из общины разбирали комментарии на главу Хаей Сара. В частности, известное толкование возраста Сары: «Сто лет, и двадцать лет, и семь лет». Нам стало интересно, а как возраст писался в других местах Торы. Полистав, мы обнаружили, что у всех число лет записывалось через «и» (поэтому мне до сих пор не понятно, почему у Сары такую манеру написания выделяют, а у других нет?). Но вскоре заметили, что разница всё же есть. У допотопного поколения возраст записывается от меньшего к большему, т.е. сначала единицы, потом десятки, потом сотни. Последний раз такое написание возраста встречается в главе Лех Леха 12:4, где сказано, что Авраму при выходе из Харана было пять и семьдесят лет. А уже в 16:16 этой же главы говорится, что Авраму было восемьдесят и шесть лет при рождении Ишмаэля. То есть запись идёт от большего к меньшему (сначала сотни, потом десятки, потом единицы). Далее такая запись продолжается. Мы, конечно, не проверили всю Тору, но все выбранные наугад места имели вышеописанный порядок написания (например, Берейшис 5:3 для допотопных и Везот Габраха 34:7 для остальной части Торы). Единственное исключение, которое лично я увидел, — это Берейшис 5:5, когда написано, что все дни Адама были девятьсот и тридцать. Так как самостоятельно ответов мы не нашли, решил переадресовать наши вопросы вашему сайту. Итак:1. Что означает разный порядок написания возрастов? 2. Действительно ли правило таково, как я описал, или на самом деле исключений много и никакого правила нет? 3. Если всё же есть, то почему написание возраста изменяется именно в Лех Леха 16:16 (а не, например, в 17:24, когда Авраам делает обрезание)? Аарон-Исроэль Читать дальше |
|
Кто-то, кроме тех, кто был в Ковчеге, уцелел во время Потопа? Это же противоречит Писанию!7 ноября 2016 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте, уважаемый Рав! Уважаемый р. Овадья Климовский, отвечая на один из вопросов, сказал, что во время потопа, возможно, уцелели ещё люди, кроме Ноаха. Не противоречит ли это Писанию, где в Берейшит 7.23 сказано: «…И стер Он все сущее, что на поверхности земли, от человека до скота, до ползучего и до птицы небесной: и были стерты они с земли». То есть, Писание говорит, что всё живое — погибло. Может, уважаемый Рав ошибся? Спасибо. С уважением, Анатолий Голяченко Читать дальше |
|
Как мог Ог уцелеть во время Потопа? Динозавры, и те не спаслись!3 ноября 2016 года, отвечает Рав Овадья Климовский Вопрос предназначается раву Овадье Климовскому. Шалом ве браха, уважаемый рав! Простите меня, что уже второй раз вмешиваюсь в Ваши ответы. На этот раз я насчёт ответа про Ога, потомка Рефаимов. Как мог он спастись, если Всевышний сказал, что истребит всё живущее, у которого есть дух жизни (Берейшит 6:17; 7:22—23). И 24 пасук повествует: «и остался только Ноах и что с ним в ковчеге» по одной простой причине «Ноах же понравился очам Ашема» (6:8), «ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в этом поколении» (7:1). Потоп длился почти год. Как мог спастись человек в таком катаклизме, притом и без еды? Такие мощные животные, как динозавры, и то скончались. В Берейшит 14:13 сказано о спасшемся. Но разве здесь речь о спасшемся от потопа? Речь идёт о человеке, спасшемся от плена. Даже имя его здесь не упоминается. Рефаимы упоминаются даже и в 2Шмуэля 21:16. Да и сейчас немало таких огромных людей. К примеру, баскетболисты. В пример можно взять бывшего российского игрока баскетбольной команды, которому (если мне не изменяет память) уже около пятидесяти, но он продолжает расти. Диагноз заболевания — гиперфункция гипофиза. Прошу прощения, если я чем-то Вас обидел. С уважением, Николай Читать дальше |
|
Имел ли в виду пророк Йешаягу Иисуса?22 августа 2016 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте. Меня интересует книга пророка Исаии 9:1-7, потому что христиане утверждают, что это об Иисусе из «Нового завета» и приводят это и другие места из пророков. Лично я не верю в «Новый завет», но такие места меня вводят в недоумение. С ув.,Серж Читать дальше |
|
Кого выгнал Эзра, только жен или детей?18 августа 2016 года, отвечает Рав Овадья Климовский Я спрашивала об установлении еврейства по матери. Мудрецы выводят это из Дварим, Ваэтханан, псуким (стихи) 3, 4. В книге Эзры написано, что пророк велел выгнать чужеземных жен с детьми, которых они родили, поскольку они не являлись евреями (глава 10, пасук 3). Но в пасуке 11 о детях уже не говорится. Поэтому можно сделать вывод, что жен-то выгнали, а детей нет. Тогда получается, что дети евреи, раз их не выгнали. И в 19 пасуке написано, что обязались они выдворить жен своих. О детях опять не сказано ни слова. Получается, что дети, рожденные гойками от евреев, евреи? Ася Читать дальше |
|
Почему слова Моше в Дварим не совпадают со сказанным в Бемидбар?12 августа 2016 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом. В первой главе книги Дварим Моше рассказывает об истории с разведчиками. «Но вы все подошли ко мне и сказали: “Пошлем людей пред собою, чтоб они разведали нам землю эту, и расскажут нам о дороге, по которой выходить нам, и о городах, в которые мы войдем”» (Дварим 1:22). Но в Бемидбар 13:1—2 говорится: «1. И говорил Господь Моше так:2. Пошли от себя мужей, чтобы высмотрели землю Кнаана, которую Я даю сынам Исраэля. По одному мужу от колена его отцов пошлите, каждый знатен среди них». Там же Моше говорил, что из-за случая с разведчиками он получил в качестве наказания запрет войти в Эрец Исраэль («37.Также и на меня прогневался Господь из-за вас, говоря: И ты не придешь туда»). Но в Бемидбар 20:12 сказано, что это наказание Моше получил в результате событий в Кадеше («И сказал Господь Моше и Аарону: за то, что вы не дали Мне веры, чтобы явить Мою Святость на глазах у сынов Исраэля, Потому не приведете вы это общество на землю, которую Я дал»). Почему слова Моше в Дварим не совпадают со сказанным в Бемидбар? Спасибо. Ицхак Читать дальше |
|
Почему Всевышний разгневался на Билама? Ведь тот действовал с Его разрешения!15 июля 2016 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом, уважаемый раввин. Тора — воистину удивительная книга! Каждый раз открываю для себя нечто новое. Мой вопрос таков: Книга Бамидбар, раздел Балак. Как понимать строки: с 20-й по 22-ю. Б-г разрешил ему идти, но и разгневался на него?! Как это понимать? Читать дальше |
|
Нельзя считать евреев?3 июня 2016 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом Алейхем!! Я слышал, чтобы посмотреть, собрался ли миньян, надо произнести стих из Танаха из 10 предложений, т.к. евреев считать запрещено. Не подскажете, какой стих читают?? Сави Читать дальше |
|
Есть ли в Торе пророчества о Холокосте?8 мая 2016 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте, уважаемый раввин, у меня к вам несколько вопросов: 1.Что иудаизм думает о Холокосте? 2.Имеются ли в Торе какие-нибудь пророчества по поводу Холокоста? Сергей, Москва Читать дальше |
|
Всевышнему «трудно»?26 апреля 2016 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте Рабби! Есть такая фраза в Торе где-то "Тяжело достаётся пропитание наше Творцу, как рассечение красного моря". Есть такое или я ошибся? Из слов "счастье" и "участь" тоже видно, что Творец даёт какую-то часть нам, а не бесконечность, то есть получается, что Творец ограничен, и если ему чего-то тяжело сделать, значит, это уже философия нехватки. Это значит, что в мире всего всем не хватает, и если Творцу что-то тяжело, значит, надо экономить и т.п. Есть ещё такая притча про Рабби Шимона: Один из учеников Рабби Шимона бар Йохая поехал однажды за границу. Там он занимался торговлей, преуспел и заработал много денег. Когда он вернулся в Израиль, то прослыл богатым человеком. Некоторые из учеников Рабби Шимона, узнав об этом, позавидовали его удачливости. И тоже пожелали поехать за границу, чтобы вернуться богачами. Они думали, что тогда сумеют сидеть и учить Тору целыми днями, не имея забот о пропитании. Рабби Шимон, почувствовав настроение своих учеников, собрал их и привёл в одну из долин Мирона. Там он сказал: "Долина, долина, наполнись золотыми монетами". Сразу же долина начала наполняться тысячами золотых монет. Рабби Шимон обратился к ученикам и сказал: "Если вы желаете золота, зачем вам уезжать за границу и тяжело работать? Вы можете взять здесь столько золота, что хватит вам на всю жизнь. Кто хочет – пусть берёт. Но помните", - продолжил он, – Все, что вы берёте сейчас, уменьшает вашу долю в Будущем мире. Ведь известно, что вознаграждение за изучение Торы не в этом мире, а в Будущем". Тогда ученики поняли свою ошибку и больше не помышляли оставлять землю Израиля ради богатства чужбины. Проясните этот вопрос пожалуйста! Levi Michael Holon , Israel Читать дальше |
|
Когда и как возникли нынешние молитвы?2 марта 2016 года, отвечает Рав Овадья Климовский Уважаемый Рав, когда и как возникли нынешние молитвы? Читать дальше |
|
Что написано в Тэилим 110? И как правильно звучит имя Бога?20 января 2016 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! В псалмах царя Давида — Теилим 110 — написано следующее: «Слово Йеговы к Адонаю моему: сиди справа от Меня, доколе не сделаю врагов твоих подножием ног твоих… Клялся Йегова и не раскается: ты священник вовеки, по слову Моему, — (как) Малкицэдэк». Кого царь Давид назвал Адонаем, которого Йегова сделал священником навеки, как Малкицэдэк? Речь явно не о самом Давиде, ведь он не был священником. Е. Читать дальше |
|
Почему Паро не попытался «ликвидировать» Моше?17 января 2016 года, отвечает Рав Овадья Климовский День добрый! Вопрос в связи с прошедшим Песахом: почему Паро никак не попытался «ликвидировать» или сослать куда подальше Мойше рабейну? Даже если учесть, что один раз уже его казнить не вышло, можно было попытаться вырвать язык, выслать за город, ну и т.д. Почему Паро всё это спокойно слушал и терпел, видя, что ничего не может противопоставить самим казням? Ishayahu Читать дальше |