Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Какой статус есть у благословения без имени Всевышнего?

Темы: Благословения, Яков Шуб, Имя Творца

Отложить Отложено

Благословение без упоминания имени Вс-вышнего — что оно дает, это благословение? Или у него какой-то другой статус?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за Ваш вопрос. Форма (нусах) благословений, которые мы произносим, была установлена Эзрой и мудрецами Великого Собрания в эпоху Второго Храма. Эта форма является неизменной, и мы не вправе «убавлять от неё или добавлять к ней» (Рамбам, Брахот 1:5).

Благословение без упоминания имени Всевышнего обычно не имеет статуса благословения. Поэтому даже если человек произнес такое благословение, ему необходимо повторить его правильно, с упоминанием Имени (Шулхан Орух 214). Однако в некоторых случаях, для того, чтобы не «входить» в спор между ришойним (ранними комментаторами), галахические авторитеты предлагают произнести благословение без упоминания Имени. В частности: произносить ли утренние благословения человеку, который не спал ночью? По мнению Рамбама произносить их не следует. Другие ришойним полагают: утренние благословения — это не только обязанность конкретного человека, в них включено также общее восхваление и благодарность Всевышнему за создание потребностей человека в этом мире. По их мнению, даже тот, кто не спал ночью, может произнести утренние благословения как обычно, с упоминанием Имени. В качестве решения проблемы Бейт Йосеф предлагает именно это — произнести благословения без упоминания имени Всевышнего (Бейт Йосеф, Орэх Хаим 46).

Но проблемы, возникающие с благословениями, далеко не всегда можно разрешить таким образом. Поэтому, если возникает сомнение, произносить или не произносить благословение, произносить его без упоминания имени Всевышнего можно только в тех случаях, которые оговорены мудрецами.

С уважением, Яков Шуб

Слушайте: Об утренних благословениях

Материалы по теме

Как зовут Б-га?

Рав Реувен Куклин

Почему читаем не так, как написано?

Кто сейчас знает Имя Б-га?

Рав Бенцион Зильбер

Значит, это Имя всё-таки возможно произнести?

Почему «Б-г» через черточку?

Рав Овадья Климовский

Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …

Предопределение и свободная воля

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.


Еврейская традиция говорит, что Вс-вышний вместе с народом Израиля радуется празднику Торы — Симхат Тора. Читать дальше

Шмини Ацерет и Симхат Тора

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Кончился пир • Когда приговор скрепляется печатью • Молитва о дожде • Чудесная сила дождя • Симхат Тора • Цикл чтения Торы • «Четыре локтя «Галахи»» • Над временем • Обычаи Симхат Торы • «Исру Хаг» • Благословение месяца • Суббота «Берешит»

Суккот

Н. Изаксон

Мидраши и рассказы на темы праздника Суккот.

Суккот. Будем веселиться и радоваться в Симхат Тора

«Оцарот»

Будем веселиться и радоваться в Симхат Тора

Симхат Тора

Разные авторы

Симхат Тора и Шмини Ацерет — это один и тот же праздник. Только в диаспоре, где праздничных дней всегда два, первый день посвящают празднику Шмини Ацерет и молитве о дожде, а второй день — целиком Симхат Торе. В Эрец Исраэль, где все праздники продолжаются один день, Симхат Тора — праздник Торы — является частью праздника Шмини Ацерет.