Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Есть ли ограничение на размер цдаки?

Темы: Цдака, Хесед, Рав Бенцион Зильбер

Отложить Отложено

Я знаю, что каждый месяц надо жертвовать 10% на благотворительность. Но мне рассказали, что есть люди, которые дают не десять процентов, а гораздо больше. Есть ли ограничение на размер цдаки? Можно ли варьировать ее сумму, скажем, один раз дать больше, другой — меньше? Сергей

Отвечает рав Бенцион Зильбер

Добрый день, Сергей!

Принято давать 10 процентов на благотворительность. Есть люди, которые дают 20% (т. е. одну пятую). В Талмуде в трактате «Ктубот», лист 49, сказано, что нельзя отдавать больше пятой части на цдаку, чтобы человек не разбазарил свои сбережения и не нуждался впоследствии в помощи других людей.

Хафец Хаим пишет в книге «Ахават-хесед» (2-я часть, глава №20) о нескольких исключениях из этого правила:

  • 1. В случае опасности для жизни другого еврея.
  • 2. Есть мнение, что когда приходят бедные, и им надо помогать, можно дать больше.
  • 3. Крупный богач, который, наверное, не будет нуждаться в людях, может дать больше.
  • 4. Когда у человек есть постоянная зарплата, которую он получает, и ее хватает для жизни, и даже больше того. Раз у него есть постоянный доход, отсутствует опасность того, что он будет нуждаться в людях.
  • 5. Для поддержки Торы — такой человек становится партнером изучающего Тору, а в партнерских отношениях нет вышеупомянутых ограничений.
  • Хафец Хаим в книге «Ахават-хесед» также пишет о постоянстве при исполнении заповеди о цдаки. Предположим, что есть два человека. Один постоянно отделяет от заработанного один и тот же процент, то есть, пятую или десятую часть. Другой каждый раз дает произвольную сумму. Рабби Исраэль-Меир из Радина (Хафец-Хаим) подчеркивает, что уровень исполнения заповеди выше у первого — он, если можно так сказать, берет Всевышнего в партнеры для своего заработка. Во всем, что он делает по работе, есть доля Всевышнего, и поэтому такой вариант исполнения заповеди предпочтительнее.

    С уважением, рав Бен-Цион Зильбер

    Материалы по теме


    Знаменитая ешива Мир, которая занимает сегодня почти целый квартал в Иерусалиме, считается одной из самых больших ешив в мире. А основана она была в маленьком местечке под названием Мир (на территории Беларуси) в XIX веке, и уже через несколько лет стала одной из самых крупных и сильных ешив по изучению Торы Читать дальше

    Ешива «Мир»

    Рав Х. Канн

    Русское слово "мир" стало названием самой крупной ешивы в мире

    Спасение Торы из огня Катастрофы

    Ехезкель Ляйтнер

    Недельная глава Ваелех

    Рав Ицхак Зильбер,
    из цикла «Беседы о Торе»

    Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Ваелех»

    Раби Элияу-Давид Рабинович-Теомим

    Неизвестный автор

    Раби Элияу-Давид бар Биньямин Рабинович-Теомим (5603—5665 /1843—1905/ гг.) — выдающийся законоучитель, глава ашкеназской общины Йерушалаима. Родился в литовском крае. Изучал Тору под руководством отца, возглавлявшего общину г. Вилкомира. В 5634 /1874/ году р. Элияу-Давид стал раввином г. Поневежа (Паневежиса). В этот период его зятем и ближайшим учеником стал юный р. Авраам-Ицхак Кук, впоследствии занявший пост главного раввина Земли Израиля. В 5653 /1893/ году р. Элияу-Давид возглавил крупную общину города Мира, в котором располагалась одна из самых знаменитых ешив литовского края. В 5659 /1899/ году он был приглашен на пост главного раввина ашкеназской общины Йерушалаима и в месяце адар 5661 /1901/ года прибыл в Землю Израиля. Он был первым официальным раввином ашкеназской общины — ведь и р. Шмуэль Салант, и р. Меир Ойербах, возглавлявшие общину до его приезда, считались главами раввинского суда, но не «главными раввинами» (Везэ шаар ашамаим с.422). Одновременно р. Элияу-Давид принял руководство ешивой Эц хаим, в которой занимались полторы сотни учеников (еще семьсот мальчиков учились в талмуд-торе — начальной школе, существующей при ешиве). На свои собственные средства р. Элияу-Давид провел вокруг Йерушалаима субботнее ограждение — эрув, включающий в себя и районы, построенные вне стен Старого города. Он впервые установил централизованный надзор за отделением трумы и десятины от урожая (там же). В 5664 /1904/ году в Землю Израиля прибыл его ученик р. Авраам-Ицхак Кук и по его рекомендации стал раввином г. Яффы. Р. Элияу-Давид Рабинович-Теомим умер после краткой болезни третьего адара 5665 /1905/ года, лишь четыре года пробыв во главе общины святого города

    Спасение Торы. Ешива Мир

    GoodFilms

    Рав Арье Финкель

    Реувен Цукерман

    Руководитель ешивы Мир в Брахвельде, во время приема учеников ешивы Толдот Йешурун.

    От Синая до наших дней. Литовские Ешивы

    Рав Моше Пантелят,
    из цикла «От Синая до наших дней»

    Cказать о Виленском Гаоне, что он был вундеркиндом и всех поражал талантами и способностями, значит ничего не сказать

    Раби Йерухам Алеви Лейвович из Мира

    Неизвестный автор

    Раби Йерухам Лейвович (1875-1936гг.) – знаменитый машгиах ешивы Мир. Развивая идеи своих наставников, создал цельную и всеобъемлющую этическую систему, основанную на глубоком изучении Торы. «И праведник грешит, и нечестивец соблюдает заповеди. Подлинная разница между ними заключается в том, что праведник до последних сил противостоит своим вож- делениям, в то время как нечестивец без сопротивления устремляется вслед за ними» (из книги Еврейские мудрецы)