Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Есть ли ограничение на размер цдаки?

Темы: Цдака, Хесед, Рав Бенцион Зильбер

Отложить Отложено

Я знаю, что каждый месяц надо жертвовать 10% на благотворительность. Но мне рассказали, что есть люди, которые дают не десять процентов, а гораздо больше. Есть ли ограничение на размер цдаки? Можно ли варьировать ее сумму, скажем, один раз дать больше, другой — меньше? Сергей

Отвечает рав Бенцион Зильбер

Добрый день, Сергей!

Принято давать 10 процентов на благотворительность. Есть люди, которые дают 20% (т. е. одну пятую). В Талмуде в трактате «Ктубот», лист 49, сказано, что нельзя отдавать больше пятой части на цдаку, чтобы человек не разбазарил свои сбережения и не нуждался впоследствии в помощи других людей.

Хафец Хаим пишет в книге «Ахават-хесед» (2-я часть, глава №20) о нескольких исключениях из этого правила:

  • 1. В случае опасности для жизни другого еврея.
  • 2. Есть мнение, что когда приходят бедные, и им надо помогать, можно дать больше.
  • 3. Крупный богач, который, наверное, не будет нуждаться в людях, может дать больше.
  • 4. Когда у человек есть постоянная зарплата, которую он получает, и ее хватает для жизни, и даже больше того. Раз у него есть постоянный доход, отсутствует опасность того, что он будет нуждаться в людях.
  • 5. Для поддержки Торы — такой человек становится партнером изучающего Тору, а в партнерских отношениях нет вышеупомянутых ограничений.
  • Хафец Хаим в книге «Ахават-хесед» также пишет о постоянстве при исполнении заповеди о цдаки. Предположим, что есть два человека. Один постоянно отделяет от заработанного один и тот же процент, то есть, пятую или десятую часть. Другой каждый раз дает произвольную сумму. Рабби Исраэль-Меир из Радина (Хафец-Хаим) подчеркивает, что уровень исполнения заповеди выше у первого — он, если можно так сказать, берет Всевышнего в партнеры для своего заработка. Во всем, что он делает по работе, есть доля Всевышнего, и поэтому такой вариант исполнения заповеди предпочтительнее.

    С уважением, рав Бен-Цион Зильбер

    Материалы по теме


    История отношений Йосефа и его братьев достигает апогея: начинается глава Ваигаш описанием диалога Йеуды и Йосефа, и это стало прообразом исторического противостояния их потомков: сначала колен Йеуды и Эфраима, а затем — двух царств, Южного Иудейского и северного Израильского царства. В конце главы рассказывается о том, как праотец Яаков, узнав, что его любимый сын Йосеф жив, спускается в Египет для встречи с ним. Так начинается Египетское изгнание, ставшее прообразом всех последующих изгнаний еврейского народа. Читать дальше