Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Тора — окно. Сквозь него мы можем разглядеть Того, Кто даровал Тору»Рабби Хайкель из Амдуры
Первая недельная глава книги «Шмот» также называется «Шмот» и начинается с перечисления имен родоначальников одиннадцати колен Израиля, пришедших в Египет вместе с Яаковом: «И вот имена…» К моменту, о котором говорится в главе, Иосеф и его братья уже умерли. Постепенно положение евреев в Египте изменилось. Они стали рабами на тяжелых общественных работах, а потом фараон издал приказ убивать всех новорожденных еврейских мальчиков, поскольку ему предсказали рождение вождя и избавителя порабощенного народа. Глава сообщает о рождении Моше, бегстве Моше из Египта, возвращении Моше в Египет по велению Б-га, обращении Моше и его брата Аарона к фараону с просьбой отпустить народ Израиля.

Рассказ о том, как и почему изменилось положение евреев в Египте, Тора начинает стихом: «И встал новый царь над Египтом, который не знал Иосефа» (Шмот, 1:8). По одному из мнений комментаторов, слова «новый царь» следует понимать буквально, по другому мнению — сказанное значит, что царь был тот же, но не желал помнить о прошлом, т.е. о заслугах Иосефа перед Египтом.

Талмуд рассказывает (эта история вам, наверно, известна) о том, как нееврей пришел к Гилелю, выразил желание принять иудаизм, но при условии, что Гилель сумеет объяснить ему суть Торы, пока он будет стоять на одной ноге. Помните, что сказал ему Гилель? Не делай другому того, что не хочешь, чтобы сделали тебе.

Понятен ли ответ Гилеля? С одной стороны — да. С другой стороны — в этом ответе нет и намека на т. наз. «заповеди относительно Б-га», такие, скажем, как заповедь о брит-миле, тфилин, шабате, кашруте и других. Разве Тора учит только тому, как вести себя по отношению к человеку? Тора требует от нас и определенных действий по отношению к Б-гу!

Говорит Талмуд: отрицающий добро, сделанное ему человеком, отрицает добро, сделанное ему Творцом. Что это значит? Кто не чувствует первого, не чувствует и второго. Наше отношение к человеку и наше отношение к Творцу едины, ибо происходят от одного корня. Это и учитывал Гилель, давая свой ответ.

Чувство благодарности к человеку и признательность Творцу имеют один и тот же источник. Забегая вперед, скажу: и одно и то же следствие — сознание, что мы обязаны делающему добро. Но об этом — ниже.

Говорят мудрецы: корень зла в душе фараона — отсутствие чувства благодарности. Фараон «не знал Иосефа», т.е. не хотел признавать, что Иосеф сделал для Египта много хорошего, не хотел знать, что Иосеф спас Египет от голода. А в конце главы, когда Моше и Аарон пришли к фараону с заявлением: «Так сказал Г-сподь, Б-г Израиля: Отпусти Мой народ…» (5:1), фараон ответил: «…Я не знаю Г-спода…» (5:2).

Заметим это выражение — «не знал». На иврите не говорят «благодарность», а говорят — «признание добра». Почему? Признавать добро — это ведь не то же, что испытывать благодарность? Или то же?

От имени реб Аврома Гродзинского, благословенна его память, передают такое объяснение. Для человека естественно желание отблагодарить за добро. Так Б-г устроил человека. Признав добро, он чувствует себя обязанным воздать добром. Признавая, что для него сделано что-то хорошее, человек уже не может сказать: Ну и что? Если же он не хочет воздать добром за добро, он отрицает его.

У «отрицания добра» есть и другая сторона. Говорят мудрецы: человек создан Б-гом так, что он не любит быть обязанным другому, не любит быть должником. Человек чувствует себя комфортно, только если долги отданы. Признание добра по природе человека неотделимо от чувства долга. Но долг — тяготит, и тому, кто не хочет тягот, остается только прибегнуть к самообману (такая возможность у человека есть) и отрицать сделанное для него. Больше того — иногда желание избавиться от «ярма» оборачивается тем, что человек платит за добро злом.

Каждый из нас получает в жизни много добра — и от людей, и от Всевышнего. Способность испытывать благодарность к людям и к Б-гу — единое качество, одно без другого не существует. Но поскольку в нашем поведении большую роль играют воспитание и привычка, то может получиться, что кто-то, скажем, претворяет в дело свою признательность Б‑гу более добросовестно, чем признательность человеку, а кто-то — наоборот. Но если посмотреть «в корень» и понять, что главное — это признание добра, от автоматизма привычки можно избавиться. Стать лучше.


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?