Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Материалы рассылки за 5768 год.

Недельная глава нынешней недели — «Ницавим» (книга «Дварим»).

На следующей неделе мы празднуем Рош-а-Шана, начало года по еврейскому календарю. В этом году дни Рош-а-Шана — 1 и 2 тишри — приходятся на вторник, 30 сентября, и на среду, 1 октября по григорианскому календарю.

Вечером в понедельник, накануне Рош-а-Шана, зажигают свечи в честь праздника. После вечерней молитвы поздравляют друг друга с Новым годом традиционным пожеланием: «Да будет Вам записан, а запись скреплена печатью, счастливый год» («Ле-шана това тихатев ве-тихатем»).

1 и 2 тишри читаются особые молитвы на Рош-а-Шана по молитвеннику, который называется махзор. В оба дня праздника заповедано слушать трубление в шофар.

УМЕТЬ ДУМАТЬ О СЕБЕ

Всевышний творил мир шесть дней: землю и небесный свод, моря и небесные светила, животных и растения. В шестой день творения Всевышний создал человека. В годовщину, так сказать, этого дня мы празднуем Рош-а-Шана. С появлением человека творение мира было завершено и для сотворенного мира начался календарный отсчет времени. Еврейский Новый год празднуется два дня — 1 и 2 тишри.

Пройдя годовой цикл, мир обновляется. Происходит это ежегодно в дни Рош-а-Шана. Оба эти дня называются Днем суда, потому что все обитатели вселенной в этот праздник предстают перед Всевышним, который принимает решение о том, что произойдет с ними в следующем году.

Что касается человека, то Всевышний, прежде чем вынести решение, рассматривает его поступки. И не только поступки, но и отношение человека к ним, его оценку самого себя. Приговор Высшего суда зависит и от действий человека, и от его самооценки и стремления стать лучше. В течение десяти дней от Рош-а-Шана и до Йом-Кипур включительно Всевышний взвешивает, каково духовное состояние каждого человека.

Поэтому в течение этих десяти дней, более того — за месяц до их наступления, еще в элуле, человек переживает еще раз свое прошлое и принимает решение о своем будущем поведении. Это обдумывание и решение называются на иврите «тшува», буквально — «возвращение». Тшува подразумевает возврат к началу, к абсолютной чистоте души, которую Б-г дает человеку изначально и с которой он приходит в мир. По-русски слово «тшува» обычно переводят как «раскаяние», а эти десять дней называют Днями раскаяния.

Мудрецы говорят, что основа тшувы — объективный взгляд на себя. Человек, говорят мудрецы, должен знать свои недостатки (знать, над чем он будет работать) и свои достоинства (то, чем он будет работать, свой рабочий инструмент). Изменить привычки, взгляд на вещи, даже в какой-то узкой области, очень нелегко. Но здесь существует известная закономерность: когда человек делает что-то хорошее, Б-г ему помогает, дает ему необходимые для этого силы.

Изменения в поведении, решение о которых человек принимает в эти дни, не всегда и не обязательно должны быть глобальными. Они могут касаться чего-то одного, даже не слишком крупного, но такого, что человеку будет действительно по плечу и что он полон решимости сделать. А маленькое изменение, которое человек производит в себе, как известно, помогает ему сдвинуть с места что-то большое.

Существование такого явления, как тшува, — это проявление милости (хеседа) Всевышнего к человеку. Сказано в Талмуде, что тшува — одна из семи вещей, созданных Всевышним еще до сотворения мира. Всевышний даровал нам способность понять и оценить себя и раскаяться в неправильных действиях, а хесед тшувы заключается в том, что Всевышний принимает наше раскаяние, т.е. дает нам возможность исправить на духовном уровне то, что в физическом мире изменено быть не может.

В нашей материальной жизни аннулировать последствия своих действий мы не можем. Если человек разбил старинную драгоценную вазу, то как он ни раскаивайся, целой она не станет. Если человек нарушил субботу, выехав в поле на тракторе, то, как бы он потом ни сожалел об этом, он не может стереть отпечаток своих действий в реальном физическом мире.

Что же происходит, когда Всевышний принимает нашу тшуву? При том, что мы сами аннулировать последствия своих действий в материальном мире не можем, Всевышний «засчитывает» наше раскаяние как аннулирование действия. Это значит, что Он аннулирует наше дурное прошлое, превращает раскаявшегося человека в новое существо, у которого этого дурного прошлого нет. Оно стерто, наша ответственность за него (если мы раскаялись) снята с нас.

Наши дурные и наши хорошие поступки, сказано в «Нефеш а-хаим», уменьшают или увеличивают количество духовного света, которое проливается в наш мир из высших миров. И если невозможно стереть тяжелое событие, которое омрачило наш мир по чьей-то вине, то виновник, раскаявшись, может как бы изъять из мира дурное желание, побудившее его к такому поступку, а это равносильно исправлению действия, объясняет «Месилат йешарим». Раскаянием мы снимаем влияние наших дурных поступков в духовных мирах.

Как известно, предписанные нам Торой законы поведения делятся на две категории: обязанности по отношению к Б-гу и обязанности по отношению к человеку. Наше раскаяние, связанное с первой категорией заповедей, Всевышний принимает у нас напрямую. Он Сам прощает нам вину. Вину за нарушение обязанностей человека по отношению к человеку Всевышний снимает с нас только в том случае, если прежде нас простил человек, перед которым мы виноваты.

Иногда, к несчастью, человек совершает по отношению к другому поступки, исправить которые очень трудно. Можно, добившись прощения, сделать как бы недействительной нанесенную кому-то обиду. Другое дело, если, например, кто-то из мести или по малодушию оклеветал человека перед властями, что привело к его гибели. Пусть даже виновный глубоко раскаивается, может ли он искупить свою вину перед погибшим?

В ситуациях особенно трудной тшувы, говорится в книгe «Ховoт а-левавот», Всевышний вмешивается и помогает человеку довести тшуву до конца, если он действительно сделал, как говорится, все возможное и невозможное, все, что было в его силах, чтобы искупить свою вину перед другим человеком. Сделал, но не мог достичь цели. Представим себе торговца, который, увы, обманывал покупателей в мере и весе, а потом раскаялся. Как ему добиться прощения у всех этих многочисленных и не знакомых ему людей? Кому вернуть деньги и как? Тшува у него непростая. В его положении ему остается только давать деньги на общественные нужды (строительство мостов, дорог, в старину — колодцев) и надеяться, что, с Б-жьей помощью, его дарами воспользуются и обиженные им люди.

В особом положении находятся люди, начавшие соблюдать заповеди Торы уже взрослыми. У них за плечами жизнь, в которой отсутствовало само представление о заповедях. И если в отношениях с людьми они какой-то этикой руководствовались, то по отношению к Всевышнему не соблюдали никаких запретов и не выполняли никаких предписаний. Этих людей называют баалей-тшува (вернувшимися к вере). Балей-тшува называют и тех, кто, зная о Торе, тем не менее не соблюдал ее заповедей, а потом вдруг принципиально изменил свое поведение.

О таких вот людях говорят, что своими духовными заслугами они превосходят праведников. Как это может быть? И как оцениваются их былые прегрешения?

Тот факт, что бааль-тшува выбрал для себя путь служения Всевышнему (да еще при том, что он отведал от многих соблазнов, — в заслугу бааль-тшува отмечает Рамбам), т.е. раскаялся в своем прошлом, делает его новым человеком. Его прошлое аннулировано. Свыше на него смотрят как на человека заново родившегося. Таково, как мы уже говорили, действие тшувы.

Более того. В связи с заповедями, регулирующими отношения между человеком и Б‑гом, мудрецы говорят: по страданию (усилию) заслуга. Т.е. — чем труднее человеку выполнить заповедь, тем больше его заслуга в выполнении, тем выше ценит Всевышний его дела. А поскольку выполнение заповедей требует от бааль-тшува, безусловно, усилий больших, чем от человека, всю жизнь идущего по пути Торы, то его духовные заслуги ценятся Небесами очень высоко.

Человек сам ответственен за свою тшуву, за свой духовный рост. Он всегда должен обдумывать свои поступки и анализировать свои душевные качества. Но в дни от Рош-а-Шана до Йом-Кипур он должен делать это особенно глубоко и сосредоточенно, потому что в эти дни Б-г дает нам особые силы для духовной работы. Именно в эти дни мы производим в душе «генеральную уборку». Это не значит, что мы занимаемся самобичеванием. Мы радуемся тому, что у нас есть возможность обновиться.

Эту возможность дает нам Всевышний, «знающий скрытое». Рамбам говорит: предположим, человек решил не совершать больше какое-то нехорошее действие. Или совершать какое-то хорошее. Кто знает об этом, кроме него? Тот, Кому открыто скрытое. Не будущее (потому что еще неизвестно, удастся ли человеку выполнить задуманное), а именно скрытое. И Всевышний принимает нашу тшуву не в расчете на будущее, а исходя из нашей сегодняшней решимости. Принимает наше раскаяние, т.е. очищает нас от прежних прегрешений. Это и есть обновление. Без возможности такого обновления мир не мог бы существовать.

Тематический обзор по теме «Рош аШана — еврейский новый год»


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»