Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
У евреев всё, не как у других — когда наступает осень, и окружающие народы утепляют дома, мы предпочитаем палаточные городки. И не просто так, а чтобы стать ближе ко Всевышнему.

Заповеди, касающиеся праздника Суккот, перечислены в 23-й главе книги Торы «Ваикра». В частности, там сказано: «В шалашах живите семь дней, всякий уроженец в народе Израиля, пусть живут они в шалашах. Чтобы знали поколения ваши, что в шалашах поселил Я сынов Израиля, когда выводил их из земли Египетской».

В Вавилонском Талмуде приводится спор рабби Элиэзера и рабби Акивы. По мнению рабби Элиэзера, под шалашами подразумеваются облака славы, которые окутывали еврейский народ после выхода из Египта и защищали его от жары и врагов. Рабби Акива же считает, что речь идет о настоящих, обычных шалашах.

Рабби Яаков бен-Ашер, которого часто называют Тур, по названию его фундаментального труда «Арбаа турим», задает следующий вопрос: если Творец хочет, чтобы евреи строили шалаши в память об облаках славы, почему праздник Суккот отмечается не весной (в пору Исхода и появления облаков славы), а осенью?

По мнению Тура, дата праздника была установлена для того, чтобы наглядно показать: евреи исполняют те или иные обычаи не просто так, а потому, что Всевышний заповедал им это. В весенний период, когда погода теплеет, шалаши — не редкость. Те, кто работают в поле, именно в это время года строят легкие проветриваемые жилища.

Осенью, с наступлением холодов и началом дождей, обитатели шалашей возвращаются в свои теплые дома. А их соседи-евреи… делают ровно обратное. Постороннему наблюдателю станет ясно, что евреи строят шалаши не в свое удовольствие, а потому что Всевышний дал им соответствующую заповедь.

Виленский гаон в комментарии к «Песне песней» цитирует мидраш, согласно которому облака славы пропали сразу после того, как евреи создали себе Золотого Тельца и поклонялись ему. Близость евреев и Всевышнего была восстановлена не сразу. Сначала Моше поднялся на гору Синай. Затем спустился в Йом-Кипур 10-го тишрея.

Грех был прощен, но близость Всевышнего не была возвращена. 11-го тишрея Моше собрал евреев и обратился к ним с указанием жертвовать на строительство Мишкана (Скинии Завета). Приношения продолжались два дня, с 12-го по 13-е тишрея. На следующий день, 14-го тишрея, собрались мастера, которым было поручено построить Мишкан. 15-го началось строительство. И лишь тогда облака славы вернулись в стан народа Израиля.

Праздник Суккот наступает после Йом-Кипура. Шалаши, в которых сидят евреи, символизируют следующий этап в их отношениях со Всевышним. Он не только простил грехи Своему народу, но и даровал им Свою близость.


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.