Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Великий еврейский мудрец и духовный лидер эпохи второго Храма

Великий еврейский мудрец и учитель. По мужской линии являлся прямым потомком царя Давида, но имени его отца источники не сообщают. Уроженец вавилонской общины. Жил в конце эпохи Второго Храма, умер за 60 лет до его разрушения.

В юности учился у мудрецов своего поколения — Шемаи и Авталиона.

Будучи обремененным семьей, зарабатывал на жизнь поденной работой, посвящая ночи изучению Торы. Существует сказание, согласно которому Илель своим примером как бы обвиняет тех бедняков, которые при жизни не учились. Если на небесном суде бедняк заявит, что едва сводил концы с концами и ему было не до Торы, то это объяснение будет отвергнуто вопросом: уж не был ли ты беднее Илеля?

Илель и Шамай были последней «парой» ученых, руководителей Коллегией мудрецов. Когда, уже в следующие поколения, выносились решения по принятию многих законов, относительно которых мнения двух школ — Илеля и Шамая — расходились, в большинстве случаев решение принималось в согласии с мнением школы Илеля.

Величие Илеля проявилось не только в преподавании закона, но и в пропаганде этических норм. Его призыв не пренебрегать заповедями, касающимися обязанностей человека по отношению к другим людям, поддержали ученики и соратники. Именно они донесли до нас афоризм Илеля: «Не делай ближнему того, что тебе самому неприятно; в этом суть всей Торы». Таково правило, позволяющее практически выполнить заповедь Торы о любви к ближнему.

Одним из самых известных его высказываний является: «Если не я себе, то кто мне? Но если я для себя, то что я? И если не теперь, то когда?» Ту же тему можно усмотреть в другом его высказывании: «Не отделяйся от общины, не верь в себя до дня смерти, не осуждай ближнего, пока не встанешь на его место».

Талмуд говорит, что Илель и его три прямых потомка — рабан Шимон бен Илель, рабан Гамлиель бен Шимон и рабан Шимон бен Гамлиель — в течение ста лет по очереди, вплоть до разрушения Иерусалима, занимали пост руководителя Санедрина, Верховного Иерусалимского суда. Когда Илель умер, он оставил после себя 80 учеников, самым младшим из которых был раби Йоханан бен Закай, будущий руководитель академии в Явне.

Читайте:
Подробная биография мудреца Илеля
Шамай — великий мудрец и современник Илеля


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.