Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Р. Йонатан говорил о том, что сам «видел совращённый город (Дварим 13) и сидел на груде его развалин», а также сам «видел сына буйного и непокорного (Дварим 21, 18) и сидел на его могиле», в то время как другие мудрецы утверждали, что подобного «не было и не будет»

Рабби Натан (Йонатан) – еврейский мудрец – тана второго века, современник и друг рабби Йошии. В текстах его обычно называют просто рабби Натан, но иногда также рабби Йонатан бен Йосеф или Йосе (ср. Талмуд Йерушалми, Сота VII , 19в, В. Талмуд, Ктубот 60б и Тосефта Нида II , 2, Мехильта Ки Тиса с В. Талмудом, Йома 85б).

В период Адриановых гонений р. Йонатан покидает Эрец-Исраэль (Сифрей Дварим, Реэ). Будучи учеником рабби Ишмаэля, он использовал в своих толкованиях 13 правил своего учителя (шлош-эсрэ мидот ше-а-Тора нидрэшет баэн) (ср. В. Талмуд, Хагига 18а; Мехильта Бо, 9 и В. Талмуд, Хулин 70б). Однако впоследствии он учился также у рабби Акивы (Талмуд Йерушалми, Маасэр Шени V , 51г).

Р. Йонатан говорил о том, что сам «видел совращённый город (Дварим 13) и сидел на груде его развалин», а также сам «видел сына буйного и непокорного (Дварим 21, 18) и сидел на его могиле», в то время как другие мудрецы утверждали, что подобного «не было и не будет» (В. Талмуд, Сангедрин 71а). Видимо, р. Натан не утверждает, что в действительности видел исполнение подобных приговоров, а возражает таким образом против превращения этих строгих законов в исключительно теоретические, данные лишь для изучения.

Р. Йонатан занимался главным образом Галахой, поэтому его высказывания встречаются чаще всего в Мехильте и Сифрей. В Талмуде приводится небольшое число законов от его имени (В. Талмуд: Йома 57б; Сангедрин 66б; Кидушин 41б; Сота 24а и 46б; Бава Меция 96а и др.). В Мишне сохранилось несколько изречений р. Йонатана, например: «Кто занимается изучением Торы в нужде, тот доживёт до того, что будет исполнять её в богатстве» (Авот VI , 9; Авот дэраби Натан XXX , 1).


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.