Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«С тех пор, как над нами тяготеет римское иго и нам даже запрещается делать обрезание своим детям, следовало бы совершенно отказаться от вступления в брак и рождения детей, но тогда потомство Авраама само собою прекратилось бы»

 

 

Раби Ишмаэль бен Элиша - таннай третьего поколения (1-2 века) - происходил из богатого рода коэнов в Верхней Галилее (Тос. Хала I, 10;, В. Талмуд, Бава Кама 80а; ср. В. Талмуд, Хулин 49а) и, как полагают, приходился внуком первосвященнику(коэн гадоль), которого также звали Ишмаэль бен Элиша.

 

В юности р. Ишмаэль был увезён пленником в Рим, но р. Йеошуа бен Хананья

выкупил его и вернул в Эрец-Исраэль. Там рабби Ишмаэль и стал с течением времени выдающимся мудрецом (Тосефта Орайот II , 5; В. Талмуд 58а). Из учителей р. Ишмаэля в Талмуде упоминается только р. Нэхунья бен Акана (В. Талмуд, Швуот 26а), но не подлежит сомнению, что он учился также у своего покровителя р. Йеошуа, который был его большим другом; р. Йеошуа называл его своим братом (Авода Зара V , 5; Тос. Пара, X [ XI ], 3). Под этим «именем» он был позже известен среди своих товарищей (Ядаим, IV , 3; В. Талмуд, Сангедрин 51 б).

 

Рабби Ишмаэль очень заботился о нуждающихся. Он много помогал бедным и некрасивым девушкам: обеспечивал и покупал наряды, чтобы им легче было выйти замуж (Нэдарим IX , 10; В. Талмуд, Нэдарим 66а). В тяжёлый период после разрушения Храма и Адриановых гонений, когда численность еврейского населения сильно сократилась, рабби Ишмаэль всячески поощрял брачные союзы. Он говорил: «С тех пор, как над нами тяготеет римское иго и нам даже запрещается делать обрезание своим детям, следовало бы совершенно отказаться от вступления в брак и рождения детей, но тогда потомство Авраама само собою прекратилось бы» (Тос. Сота XV , 10; Бава Батра 60 б). В этих обстоятельствах р. Ишмаэль особенно рекомендовал ранние браки. Он говорил: «Моше предписал нам: ‘И поведай о них (обо всём, виденном и слышанном на горе Хорев) сынам твоим и сынам сынов твоих’(Дварим 4, 9). Как можно при жизни учить своих внуков, если не жениться рано?» (Талмуд Йерушалми, Кидушин I , 61а).

 

Рабби Ишмаэль был одним из выдающихся членов Сангедрина в Явне (Эдуйот II , 4). Когда высшей коллегии пришлось переселиться в Ушу, р. Ишмаэль продолжал принимать участие в её работе (в тот период его имя часто упоминается – В. Талмуд, Бава Батра 28б), хотя его постоянном местом жительства был Кфар-Азиз на границе Эдома (там его однажды посетил р. Йеошуа бен Хананья – Килаим VI , 5).

 

Р. Ишмаэль много работал над формулированием системы методов толкования, с помощью которых одни законы выводятся из других и важные галахические решения получают обоснование в тексте Торы. Он был оппонентом р. Акивы в вопросах интерпретации (В. Талмуд, Сангедрин 51 б). Подход Р. Ишмаэля заключался в следующем: «Тора говорила языком человеческим», поэтому грамматические особенности языка Торы далеко не всегда могут служить основой для выведения новых галахических установлений (Талмуд Йерушалми, Йевамот VIII , 82г; там же, Нэдарим I , 36в). В одном споре с рабби Акивой р. Ишмаэль упрекает его: «Неужели на основании одной лишней буквы хочешь вынести смертный приговор?» (В. Талмуд, Сангедрин 51 б). Р. Ишмаэль придавал меньшее значение форме текста Торы, чем рабби Акива. Такой подход нашёл своё выражение в тринадцати правилах толкования Торы, разработанных рабби Ишмаэлем (шлош-эсрэ мидот ше-а-Тора нидрешет баэн). В основу этой системы легли семь правил Гиллеля (ср. Барайта дэ-раби Ишмаэль; Берешит Раба XCII ).

 

Однако при решении вопросов из области уголовного права р. Ишмаэль не использовал эти правила: он не допускал не только вынесения смертного приговора, но даже присуждения денежного штрафа за преступление или неосторожное действие, запрещённое на основании логического умозаключения, каким бы безупречным оно ни было. Он не принимал решения о наказаниях, о которых не было ясно сказано в Торе (Талмуд Йерушалми, Авода Зара V , 45 б).

 

Правила рабби Ишмаэля были приняты к руководству мудрецами Мишны и Талмуда, хотя однажды он сам был вынужден уклониться от их применения (ср. Сифрей Бэмидбар 32). Сохранилось также много притч и изречений р. Ишмаэля. Р. Ишмаэль положил начало галахическому Мидрашу книги Шмот (Мехильта), значительная часть Мидраша Сифрей к Бэмидбар так же была составлена им или его учениками. Некоторые утверждают, что он был среди мучеников Беттера (Бейтара?) (Авот де-раби Натан 38), но, по-видимому, там был его тёзка, также коэн.

 

Учение рабби Ишмаэля заключалось в проповеди мира и добрых отношений между людьми: «Будь смиренен перед седой головой и ласков с чёрной головой (с молодым); встречай каждого приветливо» (Авот III , 12). Рабби Ишмаэль относился с уважением к чужестранцам. Когда однажды язычник встретил его благословением, р. Ишмаэль ответил ему: «Мой ответ найдёшь в Торе»; другой язычник при встрече бранил его, и р. Ишмаэль также ответил ему: «Мой ответ найдёшь в Торе». «Ответом» им обоим был стих из Берейшит 27, 29: «Проклинающие тебя прокляты, благословляющие тебя благословенны» (Талмуд Йерушалми, Брахот VIII , 12 b ; Берейшит Раба LXVI , 6).

 

 


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»