Темы: Виленский Гаон, Заповеди, Чувства и разум, С. Бернфельд, Раби Хаим из Воложина, Кавана, Ешива Воложин
Р. Хаим бен Ицхак из Воложина — выдающийся талмудист, основатель Воложинской ешивы. Р. Хаим родился в Воложине (Виленская губерния) в 1749 году, умер там же в 1821 году. Талмудическое образование он получил под руководством р. Арье-Лейба бен Ашера, а затем под руководством р. Рафаэля Коэна, автора «Торат Йекутиэль».
Двадцати пяти лет от роду р. Хаим, уже широко известный талмудист, становится учеником и ближайшим сподвижником виленского Гаона р. Элиягу. Он начинает вновь изучать Тору, Мишну, Талмуд и даже еврейскую грамматику по методу виленского Гаона. Р. Хаим основал в 1803 году Воложинскую ешиву — знаменитый впоследствии центр талмудической науки в России, прообраз современных ешив.
Главный труд р. Хаима бен Ицхака — «Нефеш а-Хаим» или «Ир-ат Ашем лэ-Хаим» (издан после смерти р. Хаима его сыном р. Ицхаком из Воложина в Вильно в 1824 году). Признавая значение религиозного чувства в служении Б-гу, признавая, что корни учения о приоритете религиозного чувства — в Талмуде, Мидрашах и Каббале, р. Хаим полагает, однако, что это учение — лишь для немногих, но не для всего народа. Религиозное чувство — вещь весьма шаткая и неопределённая. От такого чувства, если оно станет основой религиозной жизни народа, очень легко перейти к пренебрежению Торой и Мицвот. Мицвот действенны даже при простом соблюдении, без «сосредоточения мыслей» (каванот) на Том, Кто их дал. Поэтому, главное выражение религиозной жизни — в соблюдении заповедей.
«С того момента, как Моше принёс Тору на землю, она больше не на небесах, и не должен мудрствовать даже великий человек, обладающий выдающимся умом, говоря: я постигаю тайны и мотивы заповедей (мицвот) в связи с высшими силами и мирами, и поэтому вправе преступить ту или иную заповедь, или пренебречь хотя бы незначительной мелочью её, или отложить её исполнение во времени. И если бы собрались все мудрецы Израиля и напрягли бы весь свой светлый разум и своё разумение с целью изменить одну из незначительных мелочей при исполнении какого-нибудь предписания, мы не станем слушать их, ибо самым важным в предписании является тщательное выполнение даже мелочей. И знай, что дурное стремление (йецер а-ра) изворачивается в своих ухищрениях, появляясь при виде доброго стремления человека, ослепляя его ум, отравляя его, сбивая с одной стези на другую, кажущуюся ему с первого взгляда истинной, указанной добрым стремлением, якобы направляющим его к более высокой цели. И указывает он человеку признаки истинного и достоверного, и человек запутывается в силке, подобно птице, не сознавая всей опасности своего положения. Смотри же, чтобы не возникла в тебе мысль, будто самым важным является, чтобы ты постигал или тщился всегда иметь подобающим образом чистую мысль и увлекался всегда Создателем, не останавливаясь ни пред чем, лишь бы оставить мысль чистой и во славу Б-жию. И станет он тебе говорить, что вся суть Торы и предписаний заключается именно в исполнении их с экстазом и истинным увлечением. И “старый царь” (Сатан) умеет ослепить глаза ссылками на Тору, Мишну, Талмуд, Мидрашим, Зоар и тому подобное. И если будешь удостоен, то сумеешь разобраться и различить скрываемую им под видом чистоты скверну. Он показывает, будто шествует путём святости в то время, когда последний ведёт к гибели. Ты же присмотрись к его путям и разумей. Сегодня он скажет тебе, что вся Тора и все предписания без экстаза ровно ничего не значат, и тем он подготовит твою мысль к тому, что ты не станешь соблюдать времени выполнения предписания или молитвы; и докажет тебе, что каждая молитва и исполненное предписание, если они сопровождаются глубоким экстазом, святостью и чистотою, хотя и не вовремя, дороже выполнения их вовремя, но без экстаза. И когда приучит тебя… к тому, чтобы ты перестал слишком обращать внимание на отступление во времени исполнения какого-либо предписания или молитвы, благодаря твоим усилиям очиститься, он постепенно смутит тебя, и ты совсем перестанешь чувствовать, и тебе станет легко, как бы дозволено опаздывать молитвой, и ты станешь заниматься чепухою, и не оставит тебе он ни выполнения предписаний вовремя, ни доброй мысли, а это и есть разрушение всей Торы».
Р. Хаиму из Воложина принадлежит заслуга установления мирных отношений между митнагдим и хасидами. По преданию, во время встречи в Минске с р. Шнеуром Залманом р. Хаим признал, что митнагдим поступали несправедливо во время борьбы с хасидами. Автор «Мацреф Хаим» свидетельствует, что р. Хаим очень благосклонно относился к хасидам и, в особенности, к их детям, учившимся в его ешиве.
Р. Хаиму принадлежат: «Руах Хаим» — комментарий к Пиркей Авот, респонсы, включённые в сборник «Шут амешулаш» в «Кдушат Йом Тов» р. Йом-Тов-Липмана. Большинство же записей р. Хаима были уничтожены пожаром в 1815 году.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?