Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Стыдить кого-то публично — настолько серьёзное преступление, что совершивший его лишается доли в грядущем мире»Рав Зелиг Плискин, из книги “Береги свою речь”
Глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма

Раби Акива бен Йосеф (3775—10 тишрей 3896 /15—135 гг./) — один из величайших мудрецов Израиля всех времен.

Его отец Йосеф, праведный гер, происходил из потомков ханаанского полководца Сисры, воевавшего против Израиля во времена пророчицы Дворы (Рав Нисим Гаон, Брахот 27б; Рамбам).

В книгах кабалы указывается, что р. Акива был воплощением души праотца Яакова — и как Яаков пас стада своего будущего тестя Лавана, так и р. Акива пас стада своего будущего тестя Калба Савуа (Седер адорот).

До 40 лет он служил у богача Калба Савуа и не только не изучал Тору, но и не умел читать (Авот дэраби Натан 6:2). В то время он даже ненавидел знатоков Торы (ИТ, Назир 7:1). Но когда Акива полюбил Рахель, дочь своего хозяина, та поставила условие: они смогут пожениться только в том случае, если он сам станет учить Тору (Ктубот 62б).

Он начал с изучения алфавита. В Авот дэраби Натан (6:2) рассказывается, что Акива обратил внимание на сквозное отверстие, пробитое в скале водой, ниспадающей по капле с обрыва, — и он сделал вывод: можно изменить судьбу упорным, каждодневным трудом.

24 года он не прерывал учебы ни на один день. Его наставниками были верховный судья р. Йеошуа бен Хананья (см.), р. Элиэзер бен Орканос (см.) и Нахум Иш Гамзу (см.). Сокровенные части Торы он изучал также у р. Нехуньи бен Аканы (см.). Смиху (посвящение в раввины) р. Акива получил от р. Йеошуа бен Хананьи (ИТ, Санхедрин 1; Седер адорот).

Когда период ученичества завершился, р. Акива основал в Бней-Браке собственную ешиву (Санхедрин 32б). У него занималось 300 учеников (Танхума, Хаей Сара), а всего он подготовил 24 тысячи учеников (Ктубот 63а).

В Талмуде говорится, что еще при жизни р. Акивы его имя «стало известно от одного конца мира до другого» (Йевамот 16а) — по всей стремительно растущей еврейской диаспоре, от Индии до Египта и от Рима до Эфиопии. Его авторитет был настолько велик, что в случае различной трактовки закона, окончательное решение как правило определялось в соответствии с его мнением (Эрувин 46б).

Мидраш указывает, что р. Акива постиг тайны Торы, которые не были открыты даже Моше (Бемидбар раба 19). Он воспринимал самую сокровенную информацию, закодированную в изображении «корон», венчающих буквы Торы (Менахот 29б).

В Талмуде повествуется, что он был одним из четырех мудрецов, которые при жизни «вошли в Пардес» — в духовный мир, открывающийся лишь умершим праведникам. И только р. Акива сумел «выйти с миром», т.е. остаться в живых и сохранить рассудок (Хагига 14б).

В трактате Авот приведено его изречение, отражающее исключительно сложную корреляцию между Б-жественным Провидением и полной свободой выбора, предоставленной человеку. «Все предопределено, — учил р. Акива, — но дано право выбора… Все дается под залог, и на всех живых уже наброшена сеть; лавка открыта, и Хозяин отпускает в долг; долговая книга открыта, и рука пишет; и всякий, кто желает взять взаймы, приходит и берет. Но изо дня в день сборщики обходят каждого человека и взимают с него долги — как с ведома человека, так и без его ведома …» (Авот 3:15—16). Комментаторы поясняют смысл аллегории: «лавка» — это мир со всеми его соблазнами и возможностями (Раши), «сборщики долгов» — наказания за нечестивые дела (Рамбам), «сеть» — смерть, от которой не сумеет скрыться ни один из живущих (Раши).

Раби Акива также говорил (Авот3:13): «Традиция — ограда Торы» (т.е. устная традиция ограждает от неверного понимания письменной Торы — Раши).

В конце жизни, после того, как все его прежние ученики погибли во время эпидемии, р. Акива приблизил к себе нескольких молодых мудрецов, ставших впоследствии лидерами своего поколения. Среди них были р. Меир (см.), р. Нехемья (см.), р. Йеуда бен Илай (см.) и р. Шимон бар Йохай (см.).

На основе устной традиции, переданной через этих учеников р. Акивы, впоследствии были записаны Мишна, Тосефта (сборник законов, не включенных в Мишну, который был составлен учениками Раби Йеуды Анаси) и алахические мидраши на Тору. В талмудическом трактате Санхедрин(86а) разъясняется: «Мишна основывается на мнении р. Меира, Тосефта — на мнении р. Нехемьи, мидраш Сифра — на мнении р. Йеуды, мидраш Сифри — на мнении р. Шимона, но все они опирались на то, чему научились у р. Акивы».

Когда началось восстание против римлян, возглавляемое Бар Кохбой, р. Акива провозгласил, что Бар Кохба достоин того, чтобы стать машиахом — еврейским царем, который восстановит Храм и вновь соберет всех изгнанников на Земле Израиля (ИТ, Таанит 4:5). Но в 3895 (135) году, после трех лет ожесточенной борьбы, римские легионы захватили крепость Бейтар — Бар Кохба пал в этой битве, около полумиллиона евреев были убиты в бою или казнены.

Осознав, что самоотверженность евреев опирается на их веру, римский император Адриан издал декрет, запрещающий под страхом смерти изучение Торы и соблюдение ее заповедей. Тем не менее, р. Акива по-прежнему «собирал множество людей, сидел и изучал с ними Тору» (Брахот 61б).

Вскоре после падения Бейтара р. Акива был заключен в тюрьму, а 10 тишрей, в Йом кипур, римляне подвергли его мучительной казни.

В Талмуде рассказывается, что он умер, произнося слова Торы: «Слушай, Израиль! Г-сподь — Б-г наш, Г-сподь — един!», — «и вышла его душа на слове “един”» (Брахот там же).

Талмуд свидетельствует, что в день его гибели родился р. Йеуда Анаси (см.), глава мудрецов следующего поколения и кодификатор Мишны (Кидушин72б; Седер адорот).

Могила р. Акивы находится возле Тверии.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?