Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Богатство, Чудеса, Танаим, Александр Кац
Раби Элазар бен Азария — один из выдающихся мудрецов ешивы в Явнэ, бывший короткое время наси, а затем — верховным судьей.
Раби Элазар происходил из коэнского рода Эзры, главы народа в период возведения Второго Храма. Кабалисты указывают, что он был также воплощением души Эзры, а последующим воплощением этой души стал выдающийся комментатор Торы Авраам Ибн Эзра (см.) ( Седер адорот).
В год разрушения Храма ему было не более 15 лет. В последующие годы он учился в Явнэ у р. Элиэзера бен Орканоса.
Когда мудрецы Явнэ временно отстранили рабана Гамлиэля (см.) от руководства Санхедрином за неучтивость, проявленную по отношению к р. Йеошуа (см.), вместо него на пост наси был избран р. Элазар бен Азария — поскольку он был «и мудрец, и богач, и потомок Эзры» ( Брахот27б).
В Талмуде рассказывается, что, хотя в момент избрания р. Элазару исполнилось всего 18 лет, он поседел в одну ночь и стал выглядеть почтенным старцем (там же 28а).
Он провел важную реорганизацию в ешиве: если р. Гамлиэль допускал к занятиям только самых выдающихся ученых, то р. Элазар бен Азария, «устранив привратника, охранявшего вход в дом учения, разрешил присоединиться к занятиям всем желающим» (там же). В Талмуде сообщается, что «в тот день пришлось добавить 400 скамеек» для новых учеников.
И после возвращения р. Гамлиэля к своим обязанностям, р. Элазар бен Азария, избранный верховным судьей, продолжал возглавлять работу ешивы и Санхедрина вместе с ним.
Р. Элазар бен Азария изучал Тору вместе с р. Акивой ( Санхедрин38б), а также с р. Йеошуа, р. Тарфоном (см.) и р. Ишмаэлем (см.) и был особенно дружен с ними ( Ядаим4:3).
Он унаследовал огромное богатство. Так, в трактате Шабат (54б) сообщается, что только «на десятину р. Элазар бен Азария каждый год отделял от своих стад по 12 тысяч тельцов». Он стал символом благосостояния в глазах современников — в Талмуде сказано: «Увидел р. Элазара бен Азарию во сне — жди богатства» ( Брахот 57б).
В трактате Авот (3:17) приведено несколько его изречений. Он говорил: «Без Торы не может быть нравственности, а без нравственности — нет Торы». И еще он учил: «Тот, чья ученость превосходит его добрые дела,… подобен дереву, у которого ветвей много, а корней мало: налетает ветер и вырывает его, и валит наземь… Но тот, чья добродетель превосходит его ученость, подобен дереву с немногими ветвями, но со множеством корней: если даже все ветры мира обрушатся на него, они не сдвинут его с места».
Ему же принадлежит знаменитое изречение: «Без хлеба — нет Торы, без Торы — нет хлеба» (там же). Комментаторы поясняют: не имея хлеба, человек не сможет посвятить себя изучению Торы; а хлеб — и все материальные блага — дается миру в заслугу изучения евреями Торы (Раши; Альших).
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?