Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Выдающийся законоучитель, раввин и кабалист Раби Элазар из Вормса, известный как Рокеах («составитель благовоний»). Пострадал от мечей крестоносцев, но это заставило его еще сильнее погрузиться в Тору. Учил каббале известного мудреца Рамбана.

Раби Элазар бар Йеуда из Вормса (Рокеах; ок. 4925 – 5002 /ок.1165 – 1242/ гг.) – выдающийся законоучитель и кабалист.

И по линии отца, и по линии матери он происходил из старинного рода Келонимусов – хранителей тайных знаний.

Родился в г. Майнце. Изучал Тору у своего отца р. Йеуды бар Келонимуса. Затем отправился «в галут» (странствие по городам диаспоры) и учился у многих знаменитых мудрецов: у законоучителя Раавьи (см.), у французских тосафистов р. Элиэзера из Меца (см.) и р. Йеуды Сира Леона из Парижа (см.), а также у раввина г. Шпеера р. Авраама бар Шмуэля, брата прославленного кабалиста р. Йеуды Хасида (см.).

Возвратившись в Майнц и создав семью, р. Элазар начал изучать кабалу. И на этом поприще его первым наставником стал отец, познакомивший его с секретами молитвенных сосредоточений (каванот).

Как раз в этот период полчища крестоносцев собирались в третий крестовый поход, чтобы отвоевать Иерусалим у египетского султана Саладина. В 4948 /1188/ году отряды крестоносцев, проходящие мимо Майнца, неоднократно нападали на еврейскую общину, и семье р. Элазара приходилось скрываться.

Наконец, весной 4949 /1189/ все потоки крестоносцев, опустошившие на своем пути еврейские общины страны, собрались в одно место – стотысячная армия, возглавляемая императором Фридрихом Барбароссой, разбила лагерь возле города Регенсбурга.

И именно в Регенсбург пробирался по опасным дорогам р. Элазар – неудержимое желание познать тайны Торы влекло его в этот город, к дому двоюродного брата своей матери, р. Йеуды Хасида (см.). Р. Элазар стал ближайшим учеником р. Йеуды, который обучил его практической кабале и посвятил в тайну Маасе амеркава (Б-жественного управления Вселенной).

Когда период ученичества завершился, р. Элазар поселился в г. Вормсе. Он был избран раввином города и основал в нем собственную ешиву.

В 22 день месяца кислев 4957 /1197/ года крестоносцы ворвались в дом р. Элазара: они зарубили мечом его жену и двух дочерей, а его самого тяжело ранили в голову и руку; серьезные раны получили также его сын и ученики.

После этой трагедии он с еще большим самоотречением целиком посвятил себя служению Б-гу, целиком отдавая себя своим ученикам и исследованиям.

Он был наставником выдающегося законоучителя р. Ицхака бар Моше из Вены (см.), автора книги Ор заруа – в этом труде р. Ицхак часто ссылается на законодательные мнения своего наставника.

Свои знания сокровенных разделов Торы р. Элазар передал великому мудрецу из Испании р. Моше бар Нахману (Рамбану; см.). Р. Элазар специально прибыл к нему в Герону, чтобы в течение нескольких лет обучать его тайнам практической кабалы (Р. Моше Кордоверо, Пардес римоним; Праким бетолдот Исраэль).

Р. Элазар написал свыше шестидесяти книг, однако большинство из них до сих пор остается в рукописях – еще не пришло время для опубликования содержащихся в них кабалистических тайн.

Из его трудов, увидевших свет, наиболее известен законодательный сборник Рокеах, призванный научить читателя наиболее верному способу выполнения повседневных законов Торы. В сборнике рассматриваются некоторые запреты и заповеди, законы имущественных отношений, а также законы проведения праздников и Шабата. В своих рекомендациях автор опирается в основном на алахические решения, вынесенные авторами Тосафот. Сборник включает описание многочисленных обычаев, сложившихся у евреев Германии и Франции. В законодательный материал искусно вплетены притчи, мидраши, этические наставления, а также кабалистические комментарии, часто основанные на гиматриях (числовом значении слов).

В названии этой книги, Рокеах (Изготовитель благовоний), зашифровано имя автора: гиматрия слова «Рокеах» – триста восемь – совпадает с числовым значением имени Элазар. Знаменательно, что название и второй его прославленной книги – Содей разая (Тайны сокрытого) – имеет то же числовое значение: триста восемь, т.е. и в нем тоже зашифровано имя автора.

Р. Элазар получил от своих учителей разрешение приоткрыть то, что в течение многих веков считалось достоянием посвященных и передавалось только из уст в уста.

В фундаментальном кабалистическом трактате Содей разая р. Элазар указывал на источники своих знаний: «А теперь я опишу вам сод амеркава (тайну управления Вселенной) так, как я принял ее от своего наставника Йеуды Хасида, а он – от своего отца рабейну Шмуэля Хасида, и также я принял это из уст моего отца и наставника р. Йеуды».

В Содей разая он раскрывает многие тайны Б-жественного управления Вселенной, повествует о высших мирах и их обитателях – ангелах, а также исследует природу пророческого постижения реальности. В состав трактата входит комментарий на древнюю кабалистическую книгу Сефер Йецира (Книгу Творения), автором которой считается наш праотец Авраам. Этот комментарий включает в себя подробное руководство по изготовлению Голема – искусственного человека (биоробота).

В 5322 /1562/ году в типографии итальянского города Мантуи этот комментарий на Сефер Йецира был впервые выпущен отдельным изданием.

В книге Хохмат анефеш (Мудрость души) р. Элазар повествует о сущности человеческой души, об ее существовании в этом и грядущем мирах. Отдельный раздел книги посвящен расшифровке сновидений.

В трактате Сефер Ахохма (Книга мудрости) разъясняются тайны, связанные с именами Всевышнего.

В книге Таамей тфилот (Смыслы молитв) содержатся подробные разъяснения каждого раздела сидура (молитвенника): и прямого смысла слов, и их кабалистического подтекста. В послесловии к этой книге р. Элазар указывает, на какую многовековую глубину уходит своими корнями та традиция, носителями которой были представители его рода. Он свидетельствовал: «Я принял эти тайны молитвы от своего отца и наставника р. Йеуды бар Келонимуса, а также от своего наставника великого мудреца р. Йеуды Хасида, получившего их от своего отца рабейну Шмуэля… И так передавали эти тайны – мудрец мудрецу, начиная от Шимона Пакули (составителя молитвы Шмонэ-эсрэ)… А затем рабейну Йеуда Хасид, благословенна память о праведнике, передал эти тайны мне, и он повелел мне записать их и сделать доступными для благочестивых людей, чтобы они знали тайный смысл благословений и молитв и могли настраивать свои сердца на молитву».

Его объяснения к Пятикнижию до сих пор не изданы, но отдельные фрагменты из них приводятся в книгах позднейших комментаторов – р. Менахема Риканати (см.), р. Хизкии бар Маноаха (Хизкуни; см.) и многих других.

Р. Элазар написал также множество пиютов (духовных гимнов), часть из которых включена в махзоры (праздничные молитвенники).

Умер в Вормсе, в первый день месяца мархешван 5002 /1242/ года – в этот день, около полудня, было зафиксировано полное солнечное затмение, продолжавшееся более двух часов – звезды стали ясно видны на небе.

Согласно его завещанию, гроб был сделан из досок стола, за которым р. Элазар учился (Праким бетолдот Исраэль).

Публикуется с разрешения издательства "Швут Ами"


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.