Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Мишнэ Тора, Рав Александр Кац, Комментарий
Раби Йеуда бар Шмуэль Розанес (Мишнэ ламелех; 5417-5487 /1657-1727/ гг.) — выдающийся законоучитель.
Родился в Стамбуле.
Был главным раввином Стамбула и одним из духовных вождей евреев Османской империи — со всех концов обширной державы обращались к нему за решением спорных вопросов. Респонсы р. Розанеса приведены в книгах многих законоучителей его поколения, но сам он, хотя и обладал высочайшим авторитетом, из скромности не публиковал своих сочинений.
Р. Йеуда Розанес умер в Стамбуле в последний день праздника Песах 5487 /1727/ года.
А затем началась его посмертная слава. В 5491 /1731/ году, через четыре года после того, как р. Розанес был призван в Небесную Ешиву, его ближайший ученик р. Яаков Кули издал сборник хидушим (аналитических заметок) своего учителя. Книга объединила заметки и комментарии р. Розанеса к Талмуду, а также к знаменитому кодексу Рамбама Мишнэ Тора. Благодаря счастливой интуиции издателя, расположившего весь материал в соответствии с порядком законов в Мишнэ Тора, книга р. Розанеса приобрела широчайшую популярность в качестве комментария к кодексу Рамбама.
Начиная с издания 5499 /1739/ года, эта книга, получившая название Мишнэ ламелех (Второй после царя), печатается рядом с основным текстом кодекса Мишнэ Тора, — и по сей день она является одним из важнейших пособий при изучении еврейского талмудического законодательства.
Среди других книг р. Розанеса, увидевших свет после его смерти, особенной популярностью пользуется сборник Парашат драхим (Развилка дорог). Эта книга, включающая двадцать шесть драшот — выступлений и бесед на этические темы, славится блистательным анализом агадот (парабол и притч Талмуда).
Из книги «Еврейские мудрецы», изд. Швут Ами
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.
Рав Пинхас Шайнберг
Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Редакция Толдот
Рассказ о Выходе из Египта в вечер Песаха является повелительной заповедью Торы. Представляем вам перевод Пасхальной Агады на русский язык.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Символы и знаки для обозначения частей пасхального Седера
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Тиква Серветник
Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»