Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Бесконечная и неизменная Первопричина, которую р. Моше называет Эйн-соф (Бесконечность), по его словам по-прежнему пронизывает всю Вселенную и проявляет себя в каждом ее элементе — так, что «ничто не существует вне Б-га».

Раби Моше бар Яаков Кордоверо (Рамак; 5282—5330 /1522—1570/ гг.) — один из величайших кабалистов всех поколений.

Предполагают, что его фамильное прозвище Кордоверо родилось от названия испанского города Кордова — так как он происходил из семьи изгнанников из Испании.

Жил в Цфате. Изучал законы Торы у автора кодекса Шульхан арух р. Йосефа Каро, а сокровенные разделы Торы — у кабалиста р. Шломо Алькабеца, в его знаменитой ешиве, расположенной на горе Мерон возле Цфата. Впоследствии он женился на сестре р. Алькабеца.

Еще в юности, не достигнув и двадцати лет, получил смиху (раввинское посвящение) от главного раввина Цфата р. Яакова Бейрава.

Основал в Цфате свой дом учения, где преподавал кабалу. Наиболее выдающимися из его учеников были р. Элияу Ди Видас, р. Авраам Галанти и р. Хаим Виталь. Когда в 5330 /1570/ году из Египта в Цфат прибыл р. Ицхак Лурия (Аризаль), он также вошел в группу учеников р. Кордоверо. И впоследствии Аризаль называл его «наш наставник и учитель».

В своем основном труде, трактате Пардес римоним (Гранатовый сад), р. Моше Кордоверо подвел итоги развитию идей кабалы за три века, начиная с опубликования книги Зоар (Сияние).

Особенное внимание в своей книге он уделяет исследованию взаимоотношений Творца и сотворенной Вселенной. Автор подчеркивает, что бесконечная и неизменная Первопричина, которую он называет Эйн-соф (Бесконечность), по-прежнему пронизывает всю Вселенную и проявляет себя в каждом ее элементе — так, что, по выражению самого р. Кордоверо, «ничто не существует вне Б-га».

Его перу принадлежат и другие значительные трактаты по кабале: Сеферагейрушин (Книга отлучения), Шиур кома (Во весь рост) и Ор неэрав (Сладостный свет), а также комментарий на книгу Зоар.

Р. Кордоверо написал этический трактат Томер Двора (Пальма Дворы), в котором призывает человека строить свой характер, используя в качестве примера представленные в Торе атрибуты Всевышнего — Его долготерпение, Его готовность прощать, Его верность своему слову и т.д.

Р. Моше Кордоверо умер двадцать третьего тамуза 5330 /1570/ года.

Его сын, р. Гедалья Кордоверо, стал в дальнейшем главным раввином Йерушалаима.

Книги р. Моше Кордоверо были изданы лишь после его смерти. Первым вышел из печати его трактат Пардес римоним — он был издан усилиями учеников в Венеции в 5346 /1586/ году (а в 5352 /1592/ году он был выпущен вторично — в типографии Кракова). В 5347 /1587/ году в Венеции вышел в свет трактат Ор неэрав, а за ним, в 5349 /1589/ году последовал этический трактат Томер Двора (в дальнейшем эта книга выдержала множество изданий, став одной из самых популярных книг мусара).

Спустя три века — в 5643 /1883/ году в Варшаве — был впервые издан трактат Шиур кома. И наконец, в 5652 /1892/ году в типографии польского города Пшемысля был опубликован его комментарий к молитвеннику, получивший название Тфила леМоше (Молитва Моше). Все эти книги оказали решающее влияние на развитие кабалы.

Однако и по сей день значительная часть его кабалистических сочинений, в том числе и комментарий на Зоар, по-прежнему остается в рукописях.

Из книги «Еврейские мудрецы», изд. Швут Ами


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?