Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Переводы, Иврит, Ришоним, Рав Александр Кац, Франция
Раби Йеуда бар Шауль Ибн Тибон (ок. 4880-4950 /ок.1120-1190/ гг.) — выдающийся переводчик священных книг, прозванный «отцом переводчиков».
Родился на юге Испании, в Гренаде. Преследования и антиеврейские гонения заставили его переселиться в Прованс, на юг Франции, — здесь он в течение ряда лет изучал медицину и стал известным врачом.
Так как большинство книг мудрецов Ирака (мусульманской Вавилонии) и Испании были написаны по-арабски и поэтому недоступны знатокам Торы из христианских стран Европы, мудрецы Прованса неоднократно просили Ибн Тибона перевести эти труды на святой язык, понятный всем евреям диаспоры. Ибн Тибон, осознавая сложность задачи, отказывался до тех пор, пока к нему не обратился с подобной просьбой глава мудрецов Прованса р. Мешулам из Люнеля, который и сам уже перевел на святой язык несколько написанных по-арабски книг.
Ибн Тибон, по его собственным словам, «смирил свою волю перед волею» главы поколения: в 4921 /1161/ году он завершил перевод на святой язык знаменитого этического трактата Ховот алевавот (Обязанности сердец), написанного р. Бахье Ибн Пекудой. Благодаря переводу Ибн Тибона эта книга стала широко известна во Франции и Германии — облаченная в покровы святого языка, она вскоре обрела исключительную популярность во всем еврейском мире.
В предисловии к этому переводу Ибн Тибон рассказывает о высоких требованиях, предъявляемых к труду переводчика — ведь чтобы адекватно передать мысли и намерения автора, переводчик должен не только в совершенстве владеть как языком оригинала, так и языком перевода, — ему необходимо предельно точно и глубоко разобраться во всех аспектах и идеях оригинала.
Ободренный успехом первого опыта, Ибн Тибон перевел также Эмунот ведеот — мировоззренческий трактат р. Сеадьи Гаона, Сефер арикма и Сефер ашорашим — сочинения по грамматике святого языка р. Йоны Ибн Джанаха, Тикун амидот — этический трактат поэта и мыслителя р. Шломо Ибн Габироля, а также Кузари — книгу другого великого поэта и мыслителя р. Йеуда Алеви.
Переводы Ибн Тибона открыли для евреев христианской Европы литературную сокровищницу «золотого века» евреев Испании — благодаря его труду еврейский мир, разделенный границами враждующих государств, обрел еще большее единство и цельность. Вместе с тем, им были существенно раздвинуты лексические и стилистические возможности словесности на иврите.
Его сын, выдающийся переводчик священных книг р. Шмуэль Ибн Тибон, продолжил работу, начатую отцом.
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Батшева Эскин
Кто на самом деле управляет миром? В каждый период истории у конспирологов находится свой ответ на этот вопрос…
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5050 (1290) году около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии. Только через 400 лет евреи вернулись в Англию.
Браха Губерман
Жизнь рабейну Тама, величайшего мудреца и раввина
З. Рубашев
Статья рассказывает о "лжемашиахе" Якове Франке.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В начале «нового времени», когда страсти в Германии улеглись, все ужасы средневековой Европы пришлось испытать и польским евреям.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Христианские реформаторы и их отношение к евреям
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.
Михаил Френкель,
из цикла «История евреев Стамбула»
Жители еврейского квартала постоянно страдали от издевательств
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Папы сдерживали толпу от антиеврейских выступлений, намереваясь, таким образом, привести евреев к добровольному крещению