Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Риф, Ришоним, Александр Кац
Раби Йосеф бар Меир Алеви Ибн Мигаш (Ари Мигаш; 4837-4901 /1077-1141/ гг.) — ближайший ученик Рифа (см.), сменивший его во главе ешивы в Лусене.
Родился 1 адара 4837 /1077/ года.
В 4849 /1089/ году, за год до своей бар мицвы, поступил в ешиву г. Лусены и в течение четырнадцати лет учился у ее главы р. Ицхака Альфаси — великого Рифа. Риф гордился своим учеником и говорил, что «даже в поколении Моше Рабейну не было подобного ему в мудрости и понимании вещей». Риф сам посвятил Ибн Мигаша в раввины.
В 4863 /1103/ году, после смерти наставника, Ибн Мигаш сменил его во главе ешивы. Он руководил этой прославленной ешивой в течение тридцати восьми лет (Седер адорот).
Ибн Мигаш написал хидушим (заметки, содержащие новые наблюдения и открытия) к большей части Талмуда, — сохранились и изданы его заметки к трактатам Бава батра и Швуот. Вместе с тем многочисленные фрагменты из его заметок к другим трактатам приводятся в трудах выдающихся исследователей последующих поколений, и среди них: Рама (см.), Рамбан (см.), Рашба (см.), Ритва (см.) и др.
Ибн Мигаш с юности дружил с мудрецом и поэтом р. Йеудой Алеви (см.), который посвятил ему хвалебную песнь.
Среди лучших учеников Ибн Мигаша был р. Маймон бар Йосеф, отец Рамбама (см.). Сам Рамбам, на формирование которого Ибн Мигаш также оказал существенное влияние, свидетельствует, что «человека, подобного ему, не бывало».
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?