Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Мидраш, Дарование Торы, Талмуд, Амораим, Рав Александр Кац
Раби Танхума бар Аба (умер ок. 4135 /375/ г.) — выдающийся толкователь Торы.
Родился в Вавилонии, но затем переселился в Землю Израиля. Был одним из руководителей поколения; участвовал в диспутах с отступниками и христианами (Берешит раба 19:4).
Он составил один из самых авторитетных сборников мидрашей — Мидраш Танхума, в котором комментируется все Пятикнижие — от сотворения мира до смерти Моше.
Раби Танхума начинает книгу знаменитыми словами: «Святой, благословен Он, сверялся с Торой и творил по ней мир… А как Тора была записана? Черным огнем по белому огню…». И далее он раскрывает неразрывную связь и взаимообусловленность текста Торы и устной традиции. Он пишет: «Благословен Б-г за то, что избрал Израиль из 70 народов и даровал нам Тору — текст Торы, полный тайн и тонких намеков, и устную традицию, раскрывающую эти тайны народу Израиля. Ведь в тексте Торы — только самые общие законы и принципы, а в Устной Торе — все подробности и детали. …И не сможет стать знатоком традиции тот, кого влечет к наслаждениям этого мира, кто стремится в этом мире к почестям и величию, — но только тот, кто готов отдать свою жизнь для Торы. Таков путь к Торе: хлеб с солью ешь, воду в меру пей, спи на земле, живи жизнью полной лишений и трудись над постижением Торы. Ведь Святой, благословен Он, заключил союз с Израилем именно на условии, что евреи будут следовать Устной Торе, изучение которой сопряжено с трудом и лишениями… И не приняли сыны Израиль Тору до тех пор, пока не склонил над ними Святой, благословен Он, гору, подобно гигантской бочке. И сказал Святой, благословен Он, Израилю: “Если вы примите Тору — хорошо, но если нет — здесь будут ваши могилы”. И не из-за Письменной Торы нависла гора над ними: ведь, как только им была предложена Тора, они сразу же ответили “Выполним и услышим” — поскольку это небольшой текст, изучение которого не связано с трудом и лишениями. Но гора нависла над евреями из-за Устной Торы, в которой собраны все подробности и детали заповедей, — и она сурова, как смерть, и ревнива, как преисподняя, и ее сможет изучать только тот, кто любит Всевышнего всем сердцем, всей душой и всем своим существом» (Танхума, Ноах 3).
Эти слова звучат гимном мудрецам эпохи Талмуда.
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Батшева Эскин
Кто на самом деле управляет миром? В каждый период истории у конспирологов находится свой ответ на этот вопрос…
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5050 (1290) году около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии. Только через 400 лет евреи вернулись в Англию.
Браха Губерман
Жизнь рабейну Тама, величайшего мудреца и раввина
З. Рубашев
Статья рассказывает о "лжемашиахе" Якове Франке.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В начале «нового времени», когда страсти в Германии улеглись, все ужасы средневековой Европы пришлось испытать и польским евреям.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Христианские реформаторы и их отношение к евреям
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.
Михаил Френкель,
из цикла «История евреев Стамбула»
Жители еврейского квартала постоянно страдали от издевательств
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Папы сдерживали толпу от антиеврейских выступлений, намереваясь, таким образом, привести евреев к добровольному крещению