Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Жизнь и деятельность рава Саадии бен Йосефа

В молодости

Рав Саадия (или Саадья) бен Йосеф родился в 4642 (882) году в египетском городе Фаюсе (Питом). В молодости он изучал Танах, Талмуд и грамматику, хорошо разбирался в арабской философии и литературе, написал много книг. К сожалению, большинство из его книг на алахические темы, написанных по-арабски, не сохранилось до наших дней. Рав Саадия усматривал большую опасность в позиции караимов, привлекавших на свою сторону народ утверждениями об ошибках мудрецов Талмуда. Многие труды рава Саадии посвящены разоблачению этих позиций караимов.

В эту эпоху еврейству стала угрожать новая опасность. Кроме караимов, отрицавших Устную Тору и традиции, передаваемые мудрецами, появились другие отступники, посягавшие на святость Письменной Торы. Предводителем нового движения был Хиви Абалхи, принадлежавший к предшествующему раву Саадие поколению. Последователи Хиви стремились распространить его теорию в народе. Однако рав Саадия последовательно боролся с новым мировоззрением, и ему удалось полностью искоренить его.

Рав Саадия перевел Танах на арабский язык. Его перевод, в отличие от «перевода семидесяти» (Септуагинты), был целиком основан на традициях толкования Торы, передаваемой еврейскими мудрецами из поколения в поколение. Кроме того, рав Саадия составил свои комментарии к Торе и к другим книгам Танаха. Его перевод и комментарии предназначались для людей, не владевших ивритом, и помогали им понять Танах и получить представление о Талмуде. Переводом рава Саадии и в наши дни пользуются многие сефардские общины (в частности евреи Йемена).

Рав Саадия является также автором книги Аигарон (Сборник). Ее целью было исправление литературного и разговорного иврита от накопившихся со временем искажений. Книга содержала алфавитный перечень корневых основ иврита, грамматику, лексику и морфологические принципы построения фраз. Рав Саадия был первым, кто выделил корневую основу в словах еврейского языка. Разработанные им принципы помогали в изучении иврита на протяжении веков, а многие из них дошли до нашего времени. Его книга пробуждала интерес и любовь к еврейскому языку.

Перу рава Саадии принадлежат также молитвы и песнопения, обогатившие сокровищницу еврейского наследия. Он составил и отредактировал книгу Сефер мэасэф коль атфилот вэатишбахот, где приводился полный перечень еврейских молитв. В наше время эту книгу называют Сидур рава Саадии Гаона. В предисловии автор сформулировал главную цель книги: «В странах, в которых я побывал, я видел три вещи — запустение, неверные дополнения и забвение, что побудило меня содействовать изменению этих тенденций».

Рав Саадия и Бен Меир

Когда раву Саадие исполнилось тридцать лет, он покинул Египет и направился в Эрец Исраэль, а оттуда в Вавилонию. Там он участвовал в борьбе против Аарона бен Меира, который пытался ввести установленный им еврейский календарь. Аарон хорошо знал Тору и причислял себя к мудрецам Вавилонии. Он утверждал, что является одним из наследников Гилеля, полномочным возглавлять Санхедрин в Эрец Исраэль В связи с этим он требовал от мудрецов, живших в Вавилонии, признания его своим руководителем, доказывая, что местным мудрецам было дано право устанавливать еврейский календарь лишь тогда, когда в Эрец Исраэль не было выдающегося мудреца. Однако с появлением такого мудреца это право автоматически возвращается в Святую Землю. Поэтому он начал устанавливать календарь без учета мнений вавилонских гаонов.

В 4682 году из-за ошибочного толкования правил расчета календаря он постановил, что Песах начнется в первый день недели, а не в третий, как это вытекало из расчетов гаонов. Возникла угроза, что часть евреев примет ошибочный календарь и это повлечет за собой нарушение запретов Песаха и Йом кипура. Рав Саадия, понимая, что Бен Меир ошибся, отослал ему письмо, в котором просил отменить неправильное решение. Однако Бен Меир публично объявил о своем решении и высокомерно заявил, что своим поведением гаоны способствуют расколу еврейского народа. Некоторое время часть евреев придерживалась календаря Бен Меира и устраивала праздники по установленным им датам, но, в конце концов, победила точка зрения гаонов, и еврейские общины вернулись к календарю, установленному в Вавилонии. Большая заслуга в этом принадлежала раву Саадие, поддерживавшему гаонов.

Работа по совершенствованию еврейского языка и борьба за сохранение Торы принесли раву Саадие широкую известность и привели к приглашению его на пост руководителя сурской ешивы.

Конфликт

В 4688 (928) году рав Саадия возглавил сурскую ешиву. Вскоре в ешиве вновь собрались многие выдающиеся мудрецы, вернувшие ей былую славу. Однако спустя два года вспыхнул конфликт между равом Саадией и рош агола Давидом бен Закаем. Рош агола издал постановление, требовавшее согласия гаонов. Гаон из Пумбедиты поддержал его, а рав Саадия Гаон засомневался в законности этого документа. Давид бен Закай был разгневан отказом сурского гаона и послал к нему сына с. требованием подписать постановление. Рав Саадия выслушал его и ответил: «Передай своему отцу, что Тора заповедала нам — “Не лицеприятствуй на суде”». Полученный ответ еще больше рассердил рош агола, и он еще несколько раз пытался с помощью сына добыть подпись гаона Юноша умолял гаона изменить решение и подписать документ, однако тот был непреклонен. После того как разгневанный наследник начал угрожать рану Саадие расправой, ученики гаона выгнали его. Обе стороны считали себя оскорбленными и требовали извинений друг от друга. Община Вавилонии раскололась: одни поддерживали гаона, другие — рош агола. Мудрецы поддерживали рава Саадию, на его стороне была также багдадская знать, уже давно конфликтовавшая с Давидом бен Закаем. Дело дошло до того, что стороны наложили херем друг на друга и сняли друг друга с занимаемых постов: рав Саадия назначил Йошию — брата Давида бен Закая — новым рош агола, а Давид бен Закай утвердил молодого мудреца р. Йосефа бен р. Яакова главой сурской ешивы. В конце концов в спор вмешался халиф. Он поддержал Давида бен Закая, и рав Саадия был вынужден бежать.

По прошествии семи лет симпатии еврейской общины Вавилонии стали возвращаться к раву Саадие. Его конфликт с рош агола рассматривался многими как большая беда. При посредничестве одного знатного багдадского еврея стороны решили помириться. В праздник Пурим рав Саадия был приглашен в дом рош агола. где и произошло окончательное примирение, в результате которого рав Саадия снова стал руководить сурской ешивой. Гаон сохранял теплые отношения с семьей рош агола и после кончины Давида бен Закая, а когда умер и его сын, рав Саадия взял маленького внука на воспитание в свою семью.

Вера и мнения

Во время скитаний после конфликта с рош агола рав Саадия написал книгу Эмунот вэдэот (Вера и мнения), посвященную взаимоотношениям религии и философии. Целью книги являлось доказательство того, что научные исследования не могут быть противопоставлены вере в Б-га и в Тору, а наоборот, соответствуют ей, поскольку и вера, и наука ниспосланы нам Всевышним. Книга Эмунот вэдэот стала основой еврейской мысли на протяжении всей эпохи средневековья. Она была написана по-арабски и впоследствии переведена на иврит р. Йеудой ибн Тивоном, что сделало ее доступной всем евреям, жившим в странах рассеяния. Рав Саадия Гаон скончался в 4702 (942) году.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.