Темы: Египет, Алия, С. Бернфельд
Р. Давид бен-Шломо ибн-Ави-Зимра (РАДБАЗ, ок. 1479, Испания – 1589, Цфат) – знаменитый каббалист. После изгнания евреев из Испании родители р. Давида поселились в Цфате, где мальчик получил образование под руководством р. Йосефа Сарагосы.
Впоследствии Радбаз переселился в Каир, где в 1514 году состоял членом бейт-дина под председательством нагида р. Ицхака Шолала. В 1517 году, когда турецкое правительство упразднило должность нагида, Радбаз был назначен верховным раввином Египта. Он прославился учёностью и энергией в упорядочении еврейского общинного быта в Египте. В основанную им йешиву со всех концов стекались слушатели, среди них – р. Бецалель Ашкенази и великий каббалист р. Ицхак Лурия.
В предисловии к комментарию на Песнь Песней р. Ицхак Акриш мастерски обрисовывает личность и характер р. Давида, в доме которого он находил приют в течение десяти лет. Р. Акриш пишет о том, что Радбаз играл видную роль в общественной и политической жизни Египта, ввёл ряд изменений в общинный быт евреев. Среди прочего, он упразднил селевкидское летосчисление.
В возрасте 90 лет Радбаз отказался от должности раввина и отдал большую часть своего состояния бедным, не забыв при этом талмидей-хахамим. Он поехал в Иерусалим, где, однако, оставался недолго, и затем поселился в Цфате. Там он был членом бейт-дина, председателем которого был р. Йосеф Каро. Умер Радбаз в возрасте 110 лет.
Труды Радбаза: «Диврей Давид» - комментарии к «Йад Хазака» Рамбама; «Йекар Тиферет» – ответ Рааваду (р. Аврааму бен Давид) на его критику книги Рамбама «Йад Хазака» и комментарий к тем местам, которые опущены у р. Видаля из Тулузы в «Магид Мишне»; «Клалей а-Гмара» – методология Талмуда; «Ор Кадмон» – каббалистическое сочинение; «Маген Давид» – мистическое объяснение алфавита; «Мецудат Давид» – объяснение 613 заповедей; «Михтам лэ-Давид» – каббалистический комментарий на Песнь Песней; «Кетер Малхут» – молитва на Йом Кипур; «Гилуй лэ-Идрот» – комментарий на «Идрот» с заметками р. Хаима Виталя»; «Диней раба вэ-зута» – комментарий на «Шулхан Арух»; «Шивим паним ла-Тора» (два последних сочинения упоминаются в предисловии к его сочинению «Маген Давид»).
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?