Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Исток»

Всевышний приказал Ноаху (в русской транскрипции — Ною) ввести в ковчег животных (Берешит 6:3): «От каждого чистого животного возьми по семь… а от животного, которое нечистое… по двое, самца и самку».

Здесь говорится о чистоте не физической, а условной, которая после получения евреями Торы на Синае — много позже Ноаха — была связана с ограничениями на еду: чистых животных ешьте, а нечистых не ешьте.

Такая чистота на иврите называется теора. Соответственно нечистота, своего рода условная грязь, — на иврите тума.

Любопытно, что приведенный стих не использует термин «грязное животное», он говорит — «нечистое», используя негативную форму от слова чистый. Почему? Отвечает Талмуд (Псахим 3): «Человек должен стараться не использовать в речи недостойных слов. Ведь даже Тора написала лишние буквы, лишь бы не приводить недостойных слов: …возьми от животного, которое нечистое».

Зная, что в Писании нет ни одной лишней буквы, видим, насколько важно Торе научить нас приведенному правилу о ведении достойной речи, когда не следует без особой необходимости говорить ничего, что даже намеком указывает на низкие вещи. Короче говоря, даже слово «грязь» Тора постарается заменить на «нечистоту». Такое объяснение приводит Талмуд. (Филологи называют подобную замену эвфемизмом.) Но вот что отметили комментаторы на Талмуд. В Торе достаточно мест, в которых она запросто использует слово тума, «грязь» (опять-таки не в физическом смысле, а скорее в ритуальном), не заменяя его на более приятное для слуха «не-чистота». А раз так, то откуда мы знаем, что в нашем случае, когда она пишет про животных в ковчеге, делая подмену слов, — она тем самым учит нас важному правилу о соблюдении чистоты речи? Ответ прост. Когда Тора хочет предостеречь нас от употребления в пищу того, что запрещено (свиньи, насекомые, моллюски и пр.), она не стесняясь пишет — тума, «грязь». Чтобы не было разночтений. Чтобы ее предостережение было понято без ошибок! Так в главе, где разговор ведется о пищевых запретах. Но не так в главе про Ноаха и его ковчег.

Ноаху сказано, что сейчас землю затопит вода и, чтобы спасти фауну от уничтожения, ему надо взять с собой представителей каждого вида. Приказ касается не запретов и разрешений. Если заменить выражение «грязное животное», тмеа, на выражение «нечистое животное», ло-теора, то смысл фразы, сказанной Ноаху, не изменится. Он и так поймет, что делать.

Поэтому Тора использует этот рассказ — заодно — также и для того, чтобы научить нас важному правилу о внимательном отношении к каждому произносимому нами слову. Нельзя говорить не только вещи запрещенные: ложь, сплетни, наговоры, ругань, проклятия, слова, порочащие честь других людей, — но и фразы так называемой «низкой стилистики».

Чтобы быть правильно понятыми, дадим примеры нескольких терминов, употреблять которые следует только при крайней необходимости, но не просто так, от нечего делать; вот они: мерзость, никчемность и т.д.

Сама Тора их употребляет только тогда, когда без них нельзя обойтись.

И уж ни в коем случае нельзя позволять своим устам произносить их для ругани.

На той же странице Талмуда, где говорится о нашем стихе про Ноаха, приведены две фразы учеников великого Илеля. Один сказал: «Виноград собирают в чистоте (теора), маслины можно собирать в состоянии загрязненности (тума)». Другой сказал: «Виноград собирают в чистоте (теора), маслины можно собирать в нечистоте (ло-теора)». Оба сказали одно и то же. Вся разница — в единственном слове. Второй ученик заменил понятие, имеющее отрицательный оттенок, на отрицательную форму слова с положительным оттенком. Про этого ученика Илель сказал: из него выйдет великий учитель. Так и произошло.

Речь человека свидетельствует о нем не меньше, чем дела. Мы не говорим о правдивости слов, мы говорим о красоте языка. Достаточно послушать, какие слова и выражения употребляет ваш собеседник, чтобы иметь о нем четкое представление. У некоторых народов считается, что «ругань на воротах не виснет». Евреи заявляют: виснет! Еще как виснет. Свидетельствуя о том, что здесь, за этими воротами живет человек с нечистой речью. А значит, и сам человек — НЕ ЧИСТ в духовном смысле этого слова. Встречаем мы иногда интеллигентов, позволяющих себе слова и выражения, заимствованные из простонародной речи неграмотного люда стран исхода. Встречаем и израильтян, бравирующих знанием «ненормативной лексики» арабского происхождения. Они не ругаются — они просто разговаривают. Тора, безусловно, осуждает такую практику ведения разговора. За каждым словом скрыт смысл. Нельзя оскорблять в себе Б-жественный образ, внесенный в нас Создателем. Важно помнить, что достойные люди стараются не произносить без острой нужды недостойных слов.


Хлеб использовался во время служения в Храме. И в наше время употребление хлеба уподобляется священнодействию и поэтому требует соблюдения множества законов и ритуалов. Усилия по производству хлеба можно назвать моделью духовных усилий, необходимых, чтобы реализовать на практике то, что написано в тексте Торы, и тем самым — заполнить Светом свою душу. Хлеб это — модель служения Вс-вышнему, практической реализации Его заповедей Читать дальше

О заповеди приношения в Храм двух хлебов и первых плодов нового урожая

Рав Лейб-Нахман Злотник

На протяжении многих веков к нашей великой скорби мы остаемся без Храма и без многих заповедей, которые будет возможно исполнять только тогда, когда возобновится храмовое служение. В изучении таких заповедей есть особенная важность

Кидуш и халы

Арье Лев

Неделя пролетает мигом. Вот уже солнце пятницы клонится к закату, женщины зажигают субботние свечи и накрывают праздничный стол. Возвращающихся после молитвы мужчин встречают веселые огоньки свечей, вино да вкусно пахнущие, но до своего часа скромно накрытые халы.

Кицур Шульхан Арух 48. Законы благословений на пищу, изготовленную из пяти видов злаков

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Книга Заповедей. Заповеди «Не делай»: 186-190

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Запрет мяса в молоке - "Не вари козленка в молоке матери его.."

Мидраш рассказывает. Недельная глава Трума

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Строительство Мишкана - переносного Храма

Краткие законы соблюдения субботы 4. Законы лэхем мишнэ

Рав Яков-Йехезкель Позен,
из цикла «Законы шабата в кратком изложении»

Каждый раз при употреблении хлеба в шаббат следует произнести благословение, положив на стол две целых халы или булочки. Это правило распространяется на женщин и мужчин.

Предисловие и общее содержание книги Ваикра

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В первой книге Б-жественной Торы рассказано о сотворении мира из ничего, о том, как сменяли друг друга первые поколения, и о том, как родились и жили наши святые праотцы. Рассказ о них доведен до того момента, как Яаков и его дети спустились в Египет.

Кицур Шульхан Арух 77. Законы Киддуша и трапезы вечером и днем

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Помни день Субботний, чтобы освятить его