Темы: Гостеприимство, Праведник, Бейт а-Леви
Рабби Йоше Бер Соловейчик был первым раввином в Бриске из семьи Соловейчик. После него были ещё сын и внук. Он жил примерно 120 назад. Многие раввины того периода имели обыкновение ездить инкогнито. Они одевались как простые люди, дабы никто их не узнал и путешествовали пешком, посмотреть что в мире делается. И реб Йоше Бер не был тому исключением.
Как-то раз в зимнюю пору держал свой путь рав Соловейчик в город Барановичи. Уже стемнело, был суровый мороз, а неподалёку виднелся постоялый двор. Дверь оказалась запертой и рабби пришлось долго стучать. Наконец хозяин с нахмуренным лицом отворил и бросил:
-У меня мест нет. Скоро придут приглашенные гости!
Раввин принялся умолять корчмаря позволить ему войти в дом и переночевать хоть как-нибудь на что последовал ответ:
-Ну, если хочешь спи на полу в коридоре…
Но реб Йоше не может пойти спать не поучив Тору. Он зажёг свечу и стал шепотом читать какую-то книгу. Тут раздался голос хозяина:
-Немедленно потуши свою свечу и не мешай нам спать!
Рабби продолжил свою учёбу во тьме по памяти что помнил.
Вскоре послышалось ржание коней и шум приближавшихся повозок. Это был хасидский ребе — реб Аарон из Койданова со своими хасидами. Хозяин харчевни радушно принял важных гостей, зажёг побольше свечей и угостил приехавших горячим чаем. Немного передохнув с дороги и разогревшись, стал реб Аарон готовиться к вечерней молитве. Проходя по коридору к умывальнику он обратил внимание на лежавшего там на полу еврея, всмотрелся хорошенько и тотчас в сердцах воскликнул:
-Ой, реб Йоше Бер, реб Йоше Бер, раввин из Бриска! Что ты здесь делаешь?! Как ты сюда попал?!
У корчмаря похолодело внутри, он переполнился трепетом и чувством стыда, как он себя вёл с раввином. Приблизившись к реб Йоше-Беру, он тихо промолвил:
-Простите, я не знал кто Вы…
На что рав Соловейчик ему ответил, что прощает ему при условии, что корчмарь приедет к нему в Бриск погостить на две недели.
За неимением выбора приехал хозяин харчевни в гости к раввину из Бриска. И что он видит? Прежде всего дверь дома никогда не заперта. Всякий может войти без спроса, организовать себе поесть, присесть на диван почитать книгу, уморившись заснуть прямо там, а проснувшись пойти по своим делам. До такой степени дом раввина города превратился в проходной двор, что там стали вешать объявления.
Рассказывают, что после увиденного хозяин харчевни стал совсем другим человеком: гостеприимным, мягким в общении, чутким к нуждам всякого.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?