Темы: Мир в доме, Суббота, Зажигание свечей, Рав Моше Лебель
Зажжение субботних свечей обязательно. Об этой заповеди говорится в Талмуде «Шаббат», лист 25. «Уважение к субботе — это когда трапеза проходит при свете», — комментирует Талмуд Раши. А Тосафот дополнительно объясняют, что проведение субботней трапезы при свечах увеличивает удовольствие от субботы. Из слов Тосафот очевидно, что есть две обязанности: во-первых, необходимо зажигать свечи, а во-вторых, кушать в освещенном месте. Вторая заповедь относится уже к законам ойнег шабес (удовольствие от субботы — иврит).
Причина установления обязанности зажигать свечи объясняется в Талмуде «Шаббат», лист 25 а. По словам мудрецов, эта заповедь установлена из-за шлом байта (мир в доме — иврит). Шлом байт возможен только в освещенном доме, потому что людям неприятно сидеть в темноте, комментирует их высказывание Раши. А Мордехай добавляет, что свет необходим, чтобы «люди не споткнулись о камень или дерево».
«Главное место для зажжения субботних свечей — это стол, где проводятся трапезы в субботу, не смотря на то, что есть заповедь зажигать свечи и в остальных местах пользования в доме», — пишет Рамо. Не обязательно, чтобы они горели непосредственно на столе, главное, чтобы их свет освещал стол.
В Шульхан Арухе приводится спор мудрецов, рассуждающих о том, можно ли произносить благословение на зажжение субботних свечей и зажигать их там, где уже горит свет. Есть мнение, что так делать нельзя, потому что нет никакой пользы от этих свечей. Другие мудрецы говорят, что можно благословлять на пламя субботних свечей, зажженное в месте, где уже горит свет, потому что это увеличивает шлом байт и радость от каждого освещенного угла дома. «Наш обычай полагаться на это мнение и благословлять на добавление света», — говорит Рамо.
«Можно ли выполнить обязанность зажигания субботних свечей посредством электрической лампы?» — спрашивают Ахройним. Некоторые из них отвечают положительно, потому что этот свет тоже освещает дом. Гаон из Рогачева считает, что включение электролампы нельзя называть зажиганием, так как при этом нет непосредственно действия зажигания.
Рав Шломо Залман Ойербах объясняет, что есть разница между лампой, работающей от генератора, и лампой, работающей от батарейки. Первую он сравнивает со свечой без масла из-за того, что при нажатии выключателя мы не имеем источник энергии, который включает свет лампы. Но если лампа работает от батарейки, то источник энергии находится непосредственно перед нами, поэтому нет проблемы выполнить обязанность зажигания субботних свечей с ее помощью.
Если же человек не полагается на мнение, разрешающее зажжение субботних свечей там, где уже горит свет, и желает устрожить, то ему стоит зажигать свечи в месте, где свет выключен. Тогда заповедь зажигания будет выполнена непосредственно с помощью свечей, а свет может включить муж после того, как жена зажжет свечи. Разрешено также произнести благословение и включить лампу во имя заповеди субботних свечей, а после этого зажечь свечи на столе.
из журнала «Мир Торы», Москва
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?