Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Рамбам подвергся суровой критике со стороны некоторых авторитетных мудрецов.

В теории и на практике

Еще при жизни Рамбам подвергся суровой критике со стороны некоторых авторитетных мудрецов. После его смерти еврейство Испании и Прованса разделилось на два лагеря: учеников и последователей Рамбама (маймонов) и его противников. В основном возражения вызывали его мировоззренческие взгляды, изложенные в Книге знания (часть Мишнэ Тора) и в Морэ нэвухим. Оппоненты Рамбама опасались, что его идеи в той форме, в какой они изложены в этих книгах, могут спровоцировать пренебрежение к соблюдению заповедей. Маймоны же утверждали, что эти опасения неоправданны.

Некоторые раввины считали, что следует ограничиться изучением Танаха и Талмуда, не растрачивая время и силы на философию и науки. Легкость, с которой определенная часть образованных евреев воспринимала идеи эллинско-арабской философии, свидетельствует, что их опасения не были лишены основания. Свое вольномыслие эти евреи прикрывали именем Рамбама. Обнаружив распространение этой разрушительной тенденции, раввины запретили изучать книгу Морэ нэвухим.

Борьба разгорелась, когда рав города Монпелье раби Шломо и раби Йона из Героны в Северной Испании запретили книги Рамбама. Узнав о запрете, мудрецы Прованса выступили с отлучением раби Шломо и раби Йоны, которые обратились за поддержкой к мудрецам Северной Франции. Те, в свою очередь, выступили против наследия Рамбама, запретили его книги и отлучили его последователей.

Раскол

Еврейский мир раскололся. Главы общины Сарагосы и части других общин были против экстремизма раби Шломо и его последователей. Однако раби Меир Абулафия и некоторые видные мудрецы Испании поддержали раби Шломо и называли маймонов осквернителями Торы.

Хотя выдающиеся еврейские мыслители обоих лагерей считали эту борьбу святой, находились мудрецы, пытавшиеся примирить враждующие стороны. Престарелый раби Давид Кимхи (Радак) из Нарбоны отравился в Испанию на защиту маймонов, но не преуспел. Выдающийся раби Моше бен Нахман (Рамбан), исключительный знаток Торы и крупнейший авторитет своего времени, просил французских мудрецов отменить запрет на Книгу знания, писал им о величии Рамбама, объяснял положительное влияние книг Рамбама на образование и воспитание еврейского юношества. Он предлагал устроить обсуждение книги Морэ нэвухим, но это предложение осталось нереализованным.

Враги

Пламя ненависти вырвалось за пределы еврейского мира. Некоторые распалившиеся люди обратились к монахам-доминиканцам за помощью против маймонов и оклеветали Морэ нэвухим как антиеврейскую и антихристианскую книгу. Доминиканцы с удовольствием кинулись обыскивать еврейские дома в Монпелье и Париже, конфискуя книги Рамбама и сжигая их на городских улицах (4994/1233). Монахи вошли во вкус и в 5002 (1242) году устроили в Париже знаменитое сожжение Талмуда. Книжные аутодафе привели в ужас даже отчаянных противников Рамбама. И раби Шломо, и раби Йона, возглавлявшие их ряды, осознали всю пагубность этого спора.

Полный раскаяния раби Йона переезжал из города в город, выступал в синагогах и объявлял: «Я согрешил перед Всевышним и перед нашим учителем раби Моше бон Маймоном!» Во всех своих выступлениях он цитировал Рамбама и говорил: «Учитель наш раби Моше писал так, и мы не опровергаем его мнение». В тот же период он написал классические работы о тшуве (раскаянии): Шаарей тшува, Йесод атшува и Игерэт атшува. Раби Иона дал обет добраться до Эрец Исраэль и покаяться на могиле Рамбама, но не сумел исполнить его. Евреи общин Барселоны и Толедо в Испании, через которую пролегал его путь, уговорили его задержаться ненадолго, чтобы учить их Торе.

Вскоре в Толедо он был сбит ломовой лошадью. Перед смертью он сказал своим ученикам, что наказание постигло его за задержку в исполнении обета, ибо велика мера греха.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.