Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Несмотря на некоторые различия в обычаях общин Вавилонии и Эрец Исраэль, евреи Святой Земли на протяжении сотен лет подчинялись авторитету вавилонских гаонов.

Политические изменения

Покорение Эрец Исраэль арабами спасло еврейскую общину от уничтожения, которое планомерно осуществляла христианская Византия. На территориях, покоренных мусульманами, евреи должны были лишь платить налоги властям, и новые правители старались не притеснять их. Только строительство мечети Омара на Храмовой горе омрачало существование евреев.

Умайяды основали столицу своего халифата в Сирии, что способствовало развитию экономики и на территории Эрец Исраэль. Эпоха правления Умайядов не отличалась фанатичной приверженностью исламу, и от евреев никто не требовал отступничества от своей веры. Победа Абасидов над родом Умая в 4510 (750) году привела к тому, что центр ислама переместился в Вавилонию (Ирак). В это время западная часть территории Эрец Исраэль разделилась на две половины. Столицей Галилеи стала Тверия, являвшаяся также и духовным центром евреев Израиля, а столицей южной половины — город Рамле. Немногочисленная в то время еврейская община Иерусалима с течением времени постепенно увеличивалась и через некоторое время стала превосходить по численности общину Тверии. В Иерусалиме также обосновалась группа караимов, называвшая себя Авлей Цион (Скорбящие по Сиону).

В 4710 (950) году халифы из рода Фатимы, правившие в Северной Африке, захватили Эрец Исраэль. Фатимиды принадлежали к шиитскому крылу ислама. Как известно, шииты отрицали традиции первых халифов и считали их вероотступниками. После победы над Абасидами новые правители стали назначать на ответственные посты евреев и христиан, опасаясь исламских мудрецов, симпатизировавших сунитам. Среди мусульман вспыхнуло недовольство, и, чтобы погасить волнения, халиф Эль Хаким резко изменил политику, потребовав от евреев и христиан, занимавших важные посты, перейти в ислам. Отказавшиеся выполнить это требование отстранялись от своих должностей. Были разрушены многие синагоги и церкви, евреям и христианам разрешалось ходить по городу только в черных одеждах. Однако со смертью халифа преследования прекратились.

В 4831 (1071) году территорию Эрец Исраэль захватили турки-сельджуки, что впоследствии побудило европейцев к крестовым походам.

Традиция — ограда Торы

В эпоху амораев мудрецы Вавилонии превосходили мудрецов Эрец Исраэль в знании Талмуда. Однако в области агады превосходство было на стороне мудрецов Эрец Исраэль. Во времена гаонов широкое распространение в Эрец Исраэль получило сочинение религиозных песнопений, а также изучение традиции Танаха, во многом способствовавшей его сохранению.

Традиция Танаха (получившая название масорет) передавала точное количество букв в каждой из священных книг, что позволяло избегать ошибок при переписывании, свитков. Кроме того, передавалось правильное прочтение каждой буквы, так как ошибки в произношении зачастую могли вызвать искажение смысла. Традиция также передавала начало и конец смысловых фраз Танаха, что давало возможность понять неискаженный смысл текста. Эта традиция передавалась из поколения в поколение, начиная от Моше, получившего Тору на горе Синай, и других пророков — составителей книг Танаха. Она стала известной народу во времена Эзры и Мужей Великого Собрания и с тех пор передавалась в устной форме. Однако уже в эпоху гаонов были записаны некоторые части масорет.

Со временем возникла необходимость записать огласовки, точки, разделяющие предложения друг от друга, и знаки кантиляции в самом тексте Танаха. Знаки кантиляции определяли связь между словами предложения, а также мелодию, используемую при чтении Танаха вслух.

Система огласовок разрабатывалась мудрецами Вавилонии и Эрец Исраэль. Наиболее удачную систему огласовок, используемую и в наши дни, предложили мудрецы Тверии. В Тверии жила семья Бен Ашер, пять поколений мудрецов которой прославились своими знаниями в области огласовок. Последний из них, Аарон Бен Ашер был современником рава Айя Гаона и занимался проверкой и исправлением неточностей в рукописях Танаха, неизбежно появлявшихся при их переписывании. Рамбам (р. Моше бен Маймон), устанавливая алахические законы, полностью полагался на текст Танаха, проверенный Аароном бен Ашером.

Отношения между общинами Вавилонии и Эрец Исраэль

Несмотря на некоторые различия в обычаях общин Вавилонии и Эрец Исраэль, евреи Святой Земли на протяжении сотен лет подчинялись авторитету вавилонских гаонов. Во времена рава Саадии между мудрецами Вавилонии и Эрец Исраэль впервые возник спор о главенстве. Мы уже упоминали о попытке р. Аарона бен Меира ввести свой календарь и устанавливать алаху без учета мнений вавилонских гаонов. В те времена на территории Эрец Исраэль существовало несколько ешив. Центральная ешива получила название Санхедрин, а ее руководитель назывался Рош Санхедрин. В эпоху р. Аарона бен Меира руководителя центральной ешивы стали называть гаоном Гаон и еще пять мудрецов составляли хабуру (Дирекцию), возглавлявшую ешиву. Значительную часть времени главная ешива располагалась в Иерусалиме, однако в конце эпохи гаонов она стала переезжать с места на место и в результате обосновалась в Египте.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.