Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Окружение ошибочно считало Ротшильдов аутентичными представителями еврейства. Однако ассимиляция прочно пустила свои корни в некогда религиозной семье.

Майер Аншель Ротшильд

Эмансипация принесла новые мысли и практику в еврейский мир, предоставила новые возможности отдельным евреям, но не всему еврейскому народу в целом. Прототипом еврейского успеха в современную эпоху, предшествовавшую Эмансипации, которую она фактически помогала формировать, была семья Ротшильдов. Это имя стало синонимом богатства, частных международных банков и проницательного политического суждения. Для масс еврейской бедноты, Ротшильд был героем, евреем, который добился благ во внешнем мире. А у неевреев, это имя вызывало зависть, враждебность, подозрение, возмущение, ревностное восхищение и сознание, что теперь отдельные евреи будут занимать выдающееся положение в обществе.

Значение семьи Ротшильдов, таким образом, далеко не ограничивалось их личной судьбой. В глазах многих они представляли еврейство. Но они не были готовы к такому чудовищному историческому бремени, поэтому большинство из них не несло ответственности за их историческую роль, еврейские корни и судьбу. Фактически Ротшильды установили стандарт для всех последующих «еврейских аристократов» в обществе, которые в девятнадцатом и двадцатом веках представляли еврейские интересы в мире, хотя их никто не выбирал для этой роли, и обычно они в интеллектуальном, моральном и религиозном отношении не подходили для этой задачи. Эта опасная, часто непродуктивная и упрямая позиция лидерства богатых евреев очень вредила еврейским делам в последующие столетия.1

Основатель дома Ротшильдов2 Майер Аншель Ротшильд (1743—1812) вначале хотел стать раввином, учился в ешиве в Фурте. Но в 1760 году после смерти отца вернулся во Франкфурт и начал карьеру торгового агента, а впоследствии банкира. Религиозный соблюдающий еврей, он использовал толерантный дух времени и установил важные связи с германским дворянством, особенно с Вильямом IX Гессенским. Так он стал работать для кронпринца Пруссии, а в 1806 году стал официальным придворным агентом Гессенской династии по инвестициям и ссудам. Он приобрел в Европе репутацию честного, надежного и проницательного финансиста.

Двое его сыновей, Соломон Майер из Вены и Натан Майер из Лондона послужили дальнейшему развитию династии. Натан в Англии сумел повторить германский успех отца и благодаря успеху своих дел во время наполеоновских войн стать ведущим капиталистом Британской империи. Его брат Соломон в Вене стал доверенным Габсбургов и помог финансированию австрийской железной дороги. Его ветвь фирмы также получила очень большие прибыли от беспорядка и бесконечной потребности в фондах у правительств во время наполеоновских войн. Так в 1815 году Ротшильды уже прочно обосновались в Германии, Австрии и Англии и обрели большое влияние в Европе. Два других сына, Карл Майер из Неаполя и Яаков Майер из Парижа, хотя и затененные успехом старших братьев, также установили постоянные ветви фирмы в Италии и Франции. Так возник международный частный банк.

Ротшильды создали эффективную систему коммуникации,3 и, оставаясь лояльными к правительствам и их деловым операциям в каждой из своих ветвей, были наднациональными по духу и идее. Поэтому оказывали успокаивающее влияние в Европе после Наполеона, стояли за выгодный мир и стабильность, за безопасность, противостоя риску войны и узким интересам. В девятнадцатом веке они стали первой банковской семьей Европы. В глазах евреев это скоро стало мифом, легендой. Большая часть семьи отошла от еврейского соблюдения, а некоторые из них — в основном женщины — заключили браки с неевреями. Тем не менее, еврейский народ в целом не обращал внимания на недостатки их характера и поведения. Ротшильды стали народными героями Израиля.

Существование преуспевающих не выкрестов — определяющих себя как евреи, хотя и не соблюдающих было важным ингредиентом в новом представлении о себе светских евреев в девятнадцатом веке. В еврейском фольклоре того времени, в Восточной и Западной Европе, общей темой была мечта стать «богаче Ротшильда». Но мечта не сводилась к богатству ради богатства. В ней была глубина и эфемерная цель. Это была мечта о физической свободе от преследований и страха, о терпимости и принятии в нееврейском мире, о праве использовать еврейские таланты во всех сферах и, делая это, оставаться евреем. Героем, идолом, целью был Ротшильд, а не Дизраэли, Гейне, Маркс. Эта мечта коренилась в еврействе весь девятнадцатый век и продолжалась в американском еврействе в двадцатом веке. В Америке эта мечта стала реальностью, где многие евреи стали ощущать себя «богаче Ротшильда».

1 Бароны де Гирш и Гинцбург — два ярких примера в девятнадцатом веке неправильного служения обществу неквалифицированных магнатов, какими были и многие лидеры американского еврейства в девятнадцатом и двадцатом веках.

2 Имя Ротшильд (красный щит) взято от красного щита на семейном доме, расположенном на Юденгассе, 148 во Франкфурте на Майне.

3 Курьерские голуби, курьеры, а затем кодированные телеграммы.

Моше Монтефиоре

Но, может быть, еще большим героем был в еврейском фольклоре Моше Монтефиоре, который также стоял за еврейский успех в девятнадцатом веке. Он был одним из ведущих финансистов и биржевых брокеров Лондона, и благодаря своим способностям к бизнесу, а также семейным и политическим связям в раннем возрасте приобрел большой капитал. В сорок лет он отстранился от дел и посвятил свою жизнь служению еврейскому народу. Монтефиоре был великим защитником своего народа и верным евреем, который строго придерживался требований религии, почитал крупных раввинов и подчинялся их решениям, сохраняя при этом присущую ему скромность.

Впервые он вызвал благодарность еврейского мира в 1840 году, возглавив выступление евреев в защиту жертв кровавого навета в Дамаске. В феврале того года там убили священника-капуцина и его слугу. Местная Церковь обвинила в этом евреев, уверяя, что они хотели взять их кровь для празднования Песаха (Пасхи). Несколько евреев, подвергнутых варварским мучениям, «признались» в преступлении и указали на других. Французский консул в Дамаске поддержал обвинение. Но Монтефиоре, который был в дружеских отношениях с королевой Викторией и лордом Палмерстоном, мобилизовал делегацию евреев из Англии и Франции при официальной поддержке Британии. В результате ему дал аудиенцию оттоманский правитель Сирии Мухаммед Али (1769—1849). Монтефиоре удалось освободить еврейских пленников из Дамаска и даже получить указ султана о запрете кровавых наветов против евреев, проживающих в его империи. Потрясающий успех прославил его и вызвал всеобщее признание еврейского мира.

Монтефиоре ездил по миру, добиваясь справедливости для своего народа. Его поездки в пятидесятых годах девятнадцатого века в Россию, а затем на Святую Землю стали легендарными. Он впервые приобрел для евреев земли вне стен Старого Иерусалима, начав тем самым процесс колонизации и восстановления еврейского суверенитета в Палестине. Весь еврейский мир присоединился к нему в праздновании его столетия в 1884 году. Ему подарили особую книгу с письмами крупнейших раввинов того времени и еврейских общин всего мира вместе с поздравлениями от правительств и крупных политических деятелей. После его смерти, его именем были названы многочисленные еврейские организации: учебные и благотворительные. Теперь трудно комуто стать в социальном служении еврейскому народу «больше Монтефиоре».

Кровавый навет — обвинение евреев в том, что они используют кровь христиан, особенно младенцев, для приготовления мацы (хотя в Торе несколько раз повторяется, что кровь, даже животных, запрещено употреблять в пищу) — был придуман две тысячи лет назад греками в Александрии. До сего дня эта клевета успешно использовалась для массового убийства евреев. И сегодня есть люди, которые думают, что это правда, мне приходилось слышать такое обвинение в Москве. — Г.С.


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.