Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Тот, кто чувствует себя уверенно в этом мире, чужак на небесах. И наоборот»Рабби Иехиэль-Михл из Злочева
Глава из книги «Дерех Ашем», часть «Об основах мироздания». О положении человека в этом мире

Глава 4
О положении человека в этом мире

[1] В положении человека в этом мире различаются два обстоятельства: свойства самого человека, его частей и структуры, и место, в котором он помещен со всем, что сопутствует ему.

[2] Сам человек, как мы уже упомянули, составлен из двух противоположностей: души и тела. И мы видим своими глазами, что материальность первична в нем, и ее порождения в нем очень сильны. Ведь сразу после рождения человек почти целиком материален, и разум едва действует в нем. И по мере взросления разум будет усиливаться, у каждого на свой лад.

Но даже когда человек становится взрослым, материальность не прекращает править человеком и склонять его в свою сторону. Но если он вырастет в мудрости, будет изучать ее и укрепится на ее путях, то постарается покорить свою природу, не выпустит узду страстей из своей руки и будет стараться ходить по путям разума.

Внутренний смысл этих видимых нами вещей состоит в том, что в реальности материи и ее сути по природе находятся мутность и тьма, и эта реальность очень далека и противоположна тому, что необходимо близким к Б-гу и приобщающимся к Его святости.

И хотя душа сама по себе чиста и возвышенна, но при вхождении в материальное тело и сцеплении с ним она оказывается отделенной и оттолкнутой от своего природного состояния к противоположности. Она заключена в таком положении силой принуждения, и выйти из него сможет, только если преодолеет эту силу.

И поскольку Господин, благословен Он, постановил, что это соединение души и тела никогда не разъединится, — то есть, что разделение смерти только временно, до воскресения, но после этого душа должна возвратиться в тело и они будут существовать вместе во веки веков, — то необходимо, чтобы старалась душа, крепилась и все время ослабляла силу тьмы материальности, пока не станет тело незатемненным. И тогда тело сможет вознестись с ней вместе и получать Высший свет, вместо того чтобы душе быть униженной и темной как вначале.

Однако, пока человек находится в этом мире, материя сильна в нем, как было упомянуто. И поскольку материя мутна и темна, человек находится в большой тьме, и он очень далек от своего назначения — приобщения к Всевышнему. И человек должен направить свое старание на то, чтобы укрепить свою душу против силы материи, улучшить свое состояние и вознести себя до подобающего ему уровня.

[3] Место же, в котором находится человек, также материально и темно. И занятие человека в этом мире не может быть ничем иным, как занятием материальным и телесным, поскольку все в этом мире — материальны и телесны.

К тому же, свойства самого человека и структура его частей вынуждают его к этому занятию. Ведь невозможно ему без еды и питья и других естественных вещей, и невозможно без денег и имущества, чтобы он смог удовлетворить эти нужды.

Получается, что и со стороны тела человека, и со стороны мира, в котором он находится, и со стороны его занятий, он утоплен в материальности и погружен в ее тьму. Ему понадобятся большой труд и сильное старание, чтобы подняться в более очищенное положение, будучи по своей природе обреченным на эту материальность.

[4] Но глубоким замыслом Творца было упорядочить вещи таким образом, чтобы человек, даже будучи вынужденно погруженным в материальность, смог из самой материи и телесного занятия достигнуть совершенства и возвышения к чистоте и высоте. И, наоборот, спуск станет его восхождением, и оттуда приобретет он достоинство и славу, подобных которым нет, ибо он превращает темноту в свет, и заставит воссиять непроглядную тьму.

И это — поскольку Всевышний установил человеку границы и порядки в использовании им мира и творений и намерение, которое будет иметь при этом в виду. Когда человек действует в тех границах и порядках и с тем намерением, что приказал Творец, то это телесное и физическое действие будет само по себе производить совершенство, и с его помощью увеличится в человеке совершенство и умножатся достоинства, и он поднимется из своего низменного положения и возвысится над ним.

Высшая Мудрость приняла в расчет все недостатки, заложенные в природе человека, и все аспекты превосходства и истинного достоинства, необходимые ему, чтобы удостоиться приобщаться к Всевышнему и наслаждаться Его благом. И соответственно этому были установлены человеку порядки и границы, при соблюдении которых усилится в нем все, что нужно из истинного достоинства, и будет удалено все, что отдаляет его от Б-га.

И если бы не было установлено, что человек умрет, то с помощью этих действий душа бы усиливалась, а тьма тела ослаблялась. Таким образом тело было бы очищено окончательным очищением, и оба, душа и тело, вознеслись бы, приобщаясь к Всевышнему.

Но поскольку постановлено о смерти, это не происходит за один раз. Но, во всяком случае, сама душа укрепляется, а тело, хотя и не очищается реально, очищается потенциально, и человек приобретает статус потенциального совершенства, которое станет реальностью в подобающее ему время.

[5] Эти порядки и границы и есть заповеди Всевышнего: предписывающие и запрещающие.

Каждая из них направлена на приобретение человеком и усиление в нем одной из ступеней истинного превосходства, и на устранение одного из аспектов тьмы и недостатков. Это происходит с помощью выполнения определенной предписывающей заповеди или воздержания от нарушения запрещающей заповеди.

И детали всех заповедей, и детали каждой заповеди в отдельности основаны на истинности реалий и сути человека во всех его качествах, и на истинных аспектах требуемого совершенства. Каждая заповедь имеет свои условия и границы, необходимые для совершенствования человека.

Высшая Мудрость, которая знает все это по истине и знает природу созданий и их правильное использование, взяла все это в расчет и включила все, что нужно, в заповеди, которые Он заповедал нам в Своей Торе, как написано (Дварим 6:24): «И приказал нам Ашем исполнять все эти законы, бояться Ашема нашего Б-га, чтобы было хорошо нам во все дни, чтобы оживлять нас, как ныне».

[6] Корень всего служения — чтобы человек всегда обращался к своему Творцу, чтобы знал и понял, что создан только для того, чтобы прилепляться к Создателю, и помещен в этот мир только для того, чтобы побеждать свое злое начало и подчинять себя Творцу силой разума, противостоящего материальным вожделениям и склонностям. Человек должен управлять всеми своими действиями для достижения этой цели, никуда не отклоняясь.

[7] Все, что человек делает, можно разделить на две категории. Первая — то, что он исполняет, поскольку так было приказано ему Творцом, и вторая — то, что делает в силу необходимости. То есть, первая часть — это вся совокупность заповедей, в вторая — все использование человеком этого мира для своих нужд.

Цель исполнения человеком заповеди известна: выполнить заповедь Создателя и исполнить Его волю. Делая так, человек выполняет волю Творца двумя путями, следующими один из другого.

Во-первых, он исполняет Его волю тем, что Всевышний приказал ему сделать определенное действие, и он его делает. Во-вторых, с помощью этой заповеди он совершенствуется в одной из ступеней совершенства, являющейся порождением данной заповеди. И этим выполняется воля Всевышнего, ибо Он желает, чтобы человек совершенствовался и достигал наслаждения Его благом.

А то, что человек использует из этого мира для своих нужд, должно, прежде всего, не выходить за границы воли Творца. То есть, не должно быть в этом чего-либо, чему Б-г воспрепятствовал и что запретил, а было только то, что необходимо для здоровья тела и поддержания жизни наилучшим образом. И не должно это быть следствием материальных наклонностей и страсти к излишествам, а подготовкой тела для использования его душой в служении Творцу, чтобы не возникло для нее препятствия из-за неподготовленности и слабости тела.

И когда человек будет использовать мир именно таким образом, то использование само по себе будет производить совершенство, и человек приобретет через это использование истинную высоту, так же как приобретает ее соблюдением всех заповедей. Ибо это тоже заповедь — хранить тело и готовить его соответствующим образом, чтобы мы могли служить с его помощью Творцу, пользуясь миром для этой цели по мере необходимости.

Получается, что мы возвышаемся с помощью таких действий, и сам мир возвышается благодаря этому, будучи помощником человеку в служении Всевышнему, благословенно Его Имя.

[8] Что должен человек усилить в себе, так это любовь к Творцу и страх перед Ним. Для этого он должен размышлять о Его великой вознесенности и о низменности человека, преклониться перед Ним, и устыдиться перед Его вознесенностью. Пусть человек страстно возжелает быть одним из Его рабов, прославляться Его славой и восхваляться Его величием. Ибо любовь и страх перед Б-гом — сильные средства, приближающие человека к его Создателю, очищающие тьму материи, зажигающие сияние души и поднимающие человека от возвышения к возвышению, пока он не достигнет близости к Творцу.

[9] Б-г дал нам одно средство, которое возвышается над всеми другими средствами приближения человека к Нему. Это — изучение Торы.

Изучение Торы делится на две категории: первая — произнесение и изучение, и вторая — познание.

Всевышний в Своей доброте возжелал и составил для нас собрание речений, как постановила Его Мудрость, и передал его нам. И это — Тора (Пятикнижие), и после нее

— книги пророков. Свойство этих речений таково, что в том, кто будет произносить их в святости и чистоте, с правильным намерением — для исполнения воли Всевышнего

— увеличится в нем высшее превосходство и величайшее совершенство. А тот, кто проявит старание в понимании и познании того, что Он передал нам из объяснений этих речений, приобретет — по мере своего старания — еще большее совершенство. И тем более, если он потрудится над постижением скрытой части этих слов и над их тайнами, то каждая вещь из них, которую он уразумеет, установит и укрепит в его душе ступень из высших ступеней возвышения и истинного совершенства.

Во всех этих вещах человек не только сам по себе приобретает достоинство и совершенство, но и возвышает и совершенствует все творение, в общем и частном; и особенно — с помощью Торы.

[10] Но причина всех состояний человека, его затемненности и просветленности — это явление ему или сокрытие от него Света Всевышнего.

Ибо во всем, чему Господин, благословен Он, излучает Свое сияние, увеличивается чистота, и в том, кого достигает Его сияние, увеличивается совершенство; по мере сияния — мера происходящего от него совершенства и чистоты. При сокрытии же происходит обратное.

Господин, благословен Он, всегда светит тому, кто приблизится к Нему, и со Своей стороны никогда не задерживает добра. Но тому, кто не приблизится к Нему, будет недоставать света, и препятствие — со стороны получающего, а не со стороны Всевышнего.

И постановила Высшая Мудрость, что, выполняя заповеди, человек будет всякий раз восходить на определенную ступень близости к Б-гу. Вследствие этого, достигнет его определенная ступень Б-жественного света соответственно уровню его близости. Этот свет породит в человеке усиление определенной ступени совершенства, являющейся производной этого света.

И обратно этому — грехи. Всякое действие, относящееся к ним, которое, не дай Б-г, сделает человек, отдалит его от Всевышнего на определенную ступень, и прибавится определенный уровень сокрытия Его света и сокрытия Его Лица, и укрепится в человеке определенная ступень несовершенства, которая является порождением этого уровня сокрытия.

[11] Из всего, что мы говорили выше, выходит, что истинное предназначение заповедей — обращение к Творцу, чтобы приближаться к Нему и воспринимать свет Его Лица. А воздержание от грехов — чтобы избежать отдаления от Него, и это — истинная их цель.

Но детали этих вещей, относящиеся к деталям человека и всего Творения, как мы упомянули, очень глубоки. Мы еще обсудим некоторые из них отдельно (в четвертой части), с помощью Б-га, благословенно Его Имя.

Разрешение на публикацию было любезно предоставлено издательством «Швут Ами».


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?