Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Традиции изучения Торы мудрецами Эрец Исраэль собраны в Иерусалимском Талмуде

Мудрецы Иерусалимского Талмуда

К первому поколению амораев Эрец Исраэль причисляют р. Яная и двух сыновей р. Хии: Хизкию и Йеуду. Р. Янай был очень состоятельным человеком. Ему принадлежали обширные поля и плантации. Доходами от них он поддерживал мудрецов своей ешивы и их семьи. Основанная им ешива продолжала существовать и после его смерти, а ее воспитанников называли «Мудрецы школы р. Яная».

Одним из выдающихся амораев второго поколения был р. Йоханан. Юношей он учился у Раби, а затем у р. Яная и Хизкии. Р. Иоханан основал свою ешиву в Тверии, бывшей тогда резиденцией руководителей Санхедрина: р. Гамлиэля IV и р. Йеуды Анаси II — сына и внука раби Иеуды Анесиа. Оба они учились в ешиве р. Йоханана и считали его своим наставником и учителем. Все время пока были живы Рав и Шмуэль — величайшие мудрецы поколения, р. Йоханан признавал их главенство и называл их «наши мудрецы из Вавилонии». После их смерти он стал бесспорным духовным лидером еврейского народа. Центр изучения Торы вновь переместился в Эрец Исраэль. В ешиву р. Йоханана переехали многие мудрецы из Вавилонии — наследники традиции своих учителей.

Р. Шимон бен Лакиш (Рейш Лакиш) так же, как и р. Йоханан, в молодости учился в ешиве у Раби. Однако он попал в плен к разбойникам и оказался в их среде. Однажды он встретил р. Йоханана, который убедил его вернуться к изучению Торы. Вначале Рейш Лакиш был учеником р. Йоханана, а затем он стал изучать Тору наравне с учителем. Сестра р. Йоханана вышла замуж за Рейш Лакиша.

Позднее р. Йоханан и Рейш Лакиш вместе руководили ешивой. Обычно, когда р. Йоханан объяснял какое-либо положение Торы, Рейш Лакиш начинал задавать многочисленные вопросы. Завязывалась дискуссия, в результате которой стороны приходили к взаимоприемлемому решению. Р. Йоханан так привык к вопросам Рейш Лакиша, что без них ему было трудно учить Тору. Долгие годы совместной учебы сблизили мудрецов. Однако в старости между ними вспыхнули разногласия и они отдалились друг от друга.. Несмотря на это весть о смерти Рейш Лакиша причинила р. Иоханану жестокие страдания. Ученики безуспешно пытались утешить своего учителя, и вскоре он умер. Это произошло в 4039 (279) году.

Одним из лучших учеников р. Йоханана был р. Элазар бен Педат. После смерти своего учителя он стал во главе мудрецов Эрец Исраэль. Кроме р. Элазара бен Педата, у р. Йоханана учились выдающиеся мудрецы: р. Ами и р. Аси, специально переехавшие для этого из Вавилонии, а также, р. Абау. Р. Абау жил в Кейсарии — резиденции римских наместников — и имел влияние на представителей римских властей. Это влияние он использовал для улучшения положения евреев в Эрец Исраэль.

Ешивы Эрец Исраэль и Вавилонии постоянно контактировали друг с другом. Их мудрецы общались между собой и вместе занимались изучением Торы. Ученики р. Йоханана, переехав в Вавилонию, перенесли туда и традиции своего учителя. Этих мудрецов часто называют нахутей — «спустившиеся» (в духовном плане Земля Израиля выше всех других земель, поэтому переезд из Эрец Исраэль в Вавилонию называется спуском). Наиболее известными из нахутей были Ула, Равин и рав Дими. А р. Ирмия, который родился в Вавилонии и учился там у р. Зейры, переехав, в Святую Землю, стал во главе четвертого поколения мудрецов Эрец Исраэль.

Разрушение ешив Эрец Исраэль и установление календаря

В последние годы жизни р. Ирмии Галл и Урсикин возобновили преследования евреев. В 4111 (351) году ешивы были разрушены, а занимавшиеся там мудрецы бежали в Вавилонию. По окончании периода репрессий ешивы не смогли вновь восстановить свою былую мощь и процветать как прежде. Это было связано с ростом влияния христиан.

Традиции изучения Торы мудрецами Эрец Исраэль собраны в Иерусалимском Талмуде. Из-за нестабильности обстановки и постоянных преследований Иерусалимский Талмуд не удалось составить и упорядочить так же тщательно, как Вавилонский Талмуд. Иерусалимский Талмуд написан на западном наречии арамейского языка, который в то время был распространен на территории Эрец Исраэль. (В Вавилонии пользовались восточным наречием арамейского языка.)

В эпоху амораев мудрецы Эрец Исраэль обладали полномочиями судить и налагать штрафы, положенные по Торе, тогда как мудрецы Вавилонии эти полномочия утратили. Поэтому амораи Эрец Исраэль носили титул «Раби» (как и танаи), а амораи Вавилонии — титул «Рав».

Еврейский календарь устанавливался руководителем Санхедрина при непосредственном участии мудрецов Эрец Исраэль. Они должны были определять начало месяцев (полных и неполных) и устанавливать високосные годы. Из Эрец Исраэль календарь передавался во все уголки мира, где жили евреи. По мере того как усиливалось влияние христианства, возникли опасения, что передача еврейского календаря евреям диаспоры может нарушиться. В связи с этим Гилель II, бывший в то время руководителем Санхедрина, установил постоянный календарь и освятил все будущие новомесячья вплоть до прихода Машиаха. Таким образом отпала необходимость оповещать диаспору о решении Санхедрина относительно полного или неполного месяца и о високосном годе. Правила установления новомесячий. и високосных годов Гилель передал последующим поколениям. Это произошло в 4120 (360) году.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»

Читайте: обзор по теме Мудрецы Талмуда — Амораи


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»