Из цикла «История еврейского народа», темы: Талмуд, Рав Моше Ойербах, История еврейского народа, Сангедрин, Амораим
После смерти Раби Санхедрин и бейт мидраш в Ципори продолжали оставаться центрами Торы. Перед смертью Раби передал полномочия руководителя Санхедрина своему сыну — р. Гамлиэлю Третьему. Он известен как р. Гамлиэль сын Раби. Братом р. Гамлиэля был р. Шимон бар Раби — большой мудрец и друг р. Хии. Однако р. Гамлиэль скоро умер, и его сын р. Йеуда Несиа возглавил Санхедрин.
Во времена р. Гамлиэля и р. Йеуды Несиа различные версии Мишны, оставшиеся после Раби, тщательно выверялись. В спорных случаях решение принимал Санхедрин. Продолжалась работа над упорядочением Барайты. Со смертью р. Йеуды Несиа в 3990 (230) году закончилась эпоха танаев, продолжавшаяся более двухсот пятидесяти лет и включавшая в себя девять поколений мудрецов.
После смерти р. Йеуды Несиа центр изучения Торы переместился из Эрец Исраэль в Вавилонию. Отчасти этому способствовало возвращение туда Рава — одного из сильнейших учеников Раби. Однако главной причиной были войны, прокатившиеся по Эрец Исраэль и помешавшие мудрецам и их ученикам спокойно изучать Тору. Политическое и экономическое положение в Вавилонии в то время было намного стабильнее. Это позволяло относительно легко зарабатывать средства для существования и уделять достаточно времени изучению Торы. Мудрецов этой эпохи называют амораями. В прошлом так называли мудрецов, стоявших рядом с главой ешивы и пояснявших содержание урока слушателям. В последующих поколениях амораями стали называть мудрецов Талмуда (амора — поясняющий Тору, переданную предыдущими поколениями). Большинство руководителей Санхедрина после р. Иеуды Несиа уступали в знаниях Торы главам ешив. Народ воздавал почести руководителям Санхедрина, как потомкам Гилеля, однако уже тогда истинными лидерами евреев стали главы ешив.
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Батшева Эскин
Кто на самом деле управляет миром? В каждый период истории у конспирологов находится свой ответ на этот вопрос…
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5050 (1290) году около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии. Только через 400 лет евреи вернулись в Англию.
Браха Губерман
Жизнь рабейну Тама, величайшего мудреца и раввина
З. Рубашев
Статья рассказывает о "лжемашиахе" Якове Франке.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В начале «нового времени», когда страсти в Германии улеглись, все ужасы средневековой Европы пришлось испытать и польским евреям.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Христианские реформаторы и их отношение к евреям
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.
Михаил Френкель,
из цикла «История евреев Стамбула»
Жители еврейского квартала постоянно страдали от издевательств
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Папы сдерживали толпу от антиеврейских выступлений, намереваясь, таким образом, привести евреев к добровольному крещению