Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Нет человека, который бы не хотел улучшить свою память. Предлагаем вашему вниманию список советов, почерпнутых из Талмуда и других священных книг.

В недалеком прошлом знания ешиботников проверялись до простого гениальным способом. Вместо экзаменационных билетов использовалась обычная булавка. Экзаменатор вонзал ее в один из томов Талмуда, а опрашиваемый ученик должен был по памяти сказать, какие именно слова встречаются по пути следования булавки. Собственно говоря, и в наше время встречаются выдающиеся знатоки священных книг, которые способны быстрее любого «Гугля» и «Яндекса» ответить на вопрос, сколько раз в ТАНАХе встречается то или иное слово.

А вот что делать всем остальным — обычным людям, которые вовсю пользуются органайзерами и записными книжками, а также часами тщетно зубрят конспекты лекций и таблицы иностранных глаголов? Надеемся, что подборка «сгулот», советов, призванных улучшить память, окажется полезной для них и для всех нас.

В первую группу «сгулот» входят вербальные. Для улучшения памяти рекомендуется многократно произносить те или иные слова, предложения, а также фрагменты молитв:

  • Ежедневно 7 раз зачитывать список имен сыновей талмудического мудреца рава Папы: Ханина бар Папа, Рами бар Папа, Нахман бар Папа, Ахай бар Папа, Аба-Мари бар Папа, Рафрам бар Папа, Рахиш бар Папа, Сурхав бар Папа, Ада бар Папа, Даро бар Папа
  • С аналогичной частотой и периодичностью повторять сказанное в 119-м псалме: נֵר לְרַגְלִי דְבָרֶךָ וְאוֹר לִנְתִיבָתִי («Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей»)
  • Перед началом учебы произнести фразу זְכֹר דָּבָר לְעַבְדֶּךָ עַל אֲשֶׁר יִחַלְתָּנִי («Вспомни слово Твое к рабу Твоему, которым Ты поддерживал меня», Теиллим 119:59)
  • Во время церемонии освящения субботы «Кидуш» интонационно выделить слово «память» во фразе זִכָּרוֹן לְמַעֲשֵׂה בְרֵאשִׁית («[...давший нам в наследие Свою святую субботу] в память о сотворении мира»)
  • В утренней молитве вчитываться в каждое слово благословения мира, начинающегося со слов שִים שָלוֹם («Даруй мир»)
  • В молитве «Амида» вдумчиво и медленно произносить благословение חונן הדעת («Благословен Ты, Всевышний, дарующий разум»)

В талмудическом трактате «Орайот» (лист 13а) приводятся пищевые «сгулот». Итак, чтобы память стала крепче, следует:

  • Употреблять хлеб, выпеченный на углях (по некоторым мнениям, имеется в виду хорошо пропеченный хлеб)
  • Варить яйца всмятку и есть их без соли
  • Постоянно употреблять в пищу оливковое масло. При этом, по мнению мудрецов, сами оливки ухудшают память.
  • Пить воду, которая использовалась для приготовления теста
  • Окунуть палец в соль и слизать ее. Похожий совет приводят сефардские каббалисты — перед чтением благословения после еды рекомендуется окунуть мизинец в соль и произнести: «Точно так же, как Всевышний, благословен Он, заключил союз с солью, приказав ей быть сильной, острой и не портиться, так Он заключит союз с моей памятью».
  • Наконец, среди «сгулот» имеются и прикладные советы:

    • Учиться, произнося текст нараспев, как это и делают во всех крупных ешивах
    • Перед изучением книг религиозного содержания и после него поцеловать книгу
    • После окончания учебы не оставлять книгу открытой
    • Отдалиться от духовной темноты (обжорства и разврата), поскольку слово חשך, «темнота», образовано из тех же букв, что и глагол שכח, «забыл»
    • Не смотреть туда, куда не надо. На это намекает молитва «Шма Исраэль», в которой сказано: «Не блуждайте, влекомые сердцем и глазами вашими, которые совращают вас. Дабы помнили...»

    Будем рады, если эти «сгулот» пойдут вам и вашей памяти на пользу. Обращаем ваше внимание на то, что заранее гарантировать их эффективность нельзя. Одним эти «сгулот» могут помочь больше, другим — меньше. Надо помнить, что без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Объемы усилий, которые надо затратить на изучение нового материала, красноречиво описаны в талмудическом трактате «Хагига»: «Тот, кто повторял изученное 100 раз, не похож на того, кто делал это 101 раз».


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.