Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

1. Хлеб, который испечен из пяти видов злаков, но представляет собой хлеб с начинкой — если его собираются съесть меньше, чем необходимо для установления трапезы, то для этого хлеба не требуется нетилат ядаим и на его не произносится благословение на хлеб: «…дающий хлебу вырасти из земли», а произносят на него благословение: «…сотворивший разные виды пищи», а после него — благословение: «…за пищу и средства к существованию…». Но, если человек съедает этого хлеба столько, сколько необходимо для установления трапезы, то он считается по закону настоящим хлебом, и требуется сделать нетилат ядаим, произнести благословение: «…дающий хлебу вырасти из земли», а после еды — Биркат а-Мазон.

2. Что такое «хлеб с начинкой»? Некоторые говорят, что это хлеб, испеченный в виде кармана, наполненного фруктами, мясом или сыром и т.д.1, или в виде вафель; некоторые же говорят, что это хлеб, тесто для которого замешано2 на масле, жире, меду, молоке, яйцах или фруктовом соке1, даже если к ним примешана вода, но ее меньше, чем этих жидкостей. Мы же смягчаем требования закона в соответствии с обоими этими мнениями, и считаем и то, и другое «хлебом с начинкой»3.

3. Сколько необходимо съесть хлеба для полноценной трапезы, оценивается не по данному конкретному человеку, а по большинству людей — сколько обычно съедают в о время дневной или вечерней трапезы для сытости4: если человек съел это количество хлеба с начинкой, то, даже если он еще не сыт, по закону считается, что он ел хлеб. Если же он ел этот хлеб с граниром4*, то оценивают также по большинству людей: если бы они съели такое количество хлеба с таким количеством гарнира, были бы они сыты? Если же он съел небольшое количество хлеба с начинкой без гарнира и насытился, а остальные люди, съев столько хлеба без гарнира, не были бы сыты, но, съев столько хлеба с гарниром, были бы сыты — в этом случае съеденный им хлеб с начинкой также считается хлебом5.

4. Если сначала человек намеревался поесть только немного такого хлеба, произнес на него благословение: «…сотворивший разные виды пищи», а после этого передумал и решил съесть столько, сколько необходимо для установления трапезы, то, если того дополнительного хлеба, который он собрался съесть, меньше, чем необходимо для установления трапезы, а количество, необходимое для установления трапезы, получится, только если добавить его к тому хлебу, который он уже съел (как намеревался изначально), то он может продолжать есть6, а после еды должен произнести Биркат а-Мазон. Но если того дополнительного хлеба, который он намеревается съесть, столько, сколько необходимо для установления трапезы, то он должен сделать нетилат ядаим и произнести на тот дополнительный хлеб, который он собирается съесть, благословение на хлеб: «…дающий хлебу вырасти из земли»; однако завершающего благословения: «…за пищу и за средства к существованию…» на тот хлеб, который он уже съел, произносить не следует, поскольку уже съеденный им хлеб объединится с тем, который он будет есть сейчас, и ко всему съеденному хлебу будет относиться Биркат а-Мазон.

5. Если тесто замешано на воде и представляет собой жидкое тесто, то, если оно печется в печи или даже на противне, но без смазывания его жидкостью, или даже если противень смазан жиром, чтобы тесто не подгорело — в этом случае эта смазка не считается жидкостью, и изделие из этого теста считается по закону полноценным хлебом, и, даже если человек съедает только ке-заит такого изделия, он должен сделать нетилат ядаим, произнести благословение на хлеб: «…дающий хлебу вырасти из земли», а после еды произнести Биркат а-Мазон. Если же это тесто поджарено в какой-то жидкости, то данное изделие не считается хлебом, даже если человек съедает его столько, сколько необходимо для установления трапезы.

И также такие лепешки, которые делаются очень тонкими и пекутся в форме между двумя железками, не называются хлебом, и даже если человек съедает их столько, сколько необходимо для установления трапезы, он должен произнести перед едой благословение: «…создающий разные виды пищи», а после еды: «…за пищу и за средства к существованию…».

Иногда же делают очень жидкое тесто, то есть насыпают в миску муки, заливают водой и размешивают ложкой, а после этого выливают такое тесто на листья овощей и запекают их в печи на листьях — тогда получившееся изделие считается по закону хлебом с начинкой.

6. Изделия из теста, которое было сварено7, а после этого испечено, как делают бублики и т.д., считаются полноценным хлебом, но только в том случае, если они хорошо пропечены.

7. Настоящий хлеб, который сварили или пожарили8, в масле или чем-то похожем, даже если он больше не выглядит, как хлеб, например, в случае, если его залили яйцом — все равно, если один кусок имеет размер ке-заит, он полностью считается хлебом9; если же кусочки хлеба имеют размер, меньший, чем ке-заит, даже если из-за варки они раздулись и теперь слипшиеся куски имеют размер, больший, чем ке-заит, или же если из-за варки они слиплись и образовали большой комок, и даже если эти куски выглядят, как хлеб, тем не менее они не считаются хлебом, и перед тем, как их есть, произносят благословение: «…создавший разные виды пищи», а после них — «…за пищу и за средства к существованию…», даже если их съедено столько, сколько необходимо для сытости.

Если же их не варили, а только вылили на них кипящий соус, мудрецы сомневаются, какое благословение следует произносить, поскольку сомневаются, считается ли обливание кипящим соусом в данном случае варкой или нет. И такое блюдо следует есть только во время трапезы.

Если хлеб не сварен, а только замочен в каком-либо напитке, супе и т.д., и кусочки хлеба имеют размер, меньший, чем ке-заит — все зависит от того, выглядят ли эти куски, как хлеб, или нет: если они не похожи на хлеб, они по закону и не считаются хлебом, и даже если человек съел их столько, сколько необходимо для сытости, он произносит перед ними благословение: «…создавший разные виды пищи», а после еды — «…за пищу и за средства к существованию…». Если внешний вид напитка изменился из-за того, что в нем был замочен хлеб, можно быть уверенным, что замоченные куски хлеба не имеют внешнего вида хлеба; и также, если хлеб был замочен в красном вине, мы считаем, что замоченные куски не имеют внешнего вида хлеба10.

8. Если тесло замешано даже на чистой воде, а после этого сварено, перед съеданием его благословляют: «…сотворивший разные виды пищи», а после еды — «…за пищу и за средства к существованию…», даже если его съедено столько, сколько необходимо для сытости11. И также на вареные изделия из крупы12 из пяти видов злаков произносят перед едой: «…сотворивший разные виды пищи», а после еды — «…за пищу и за средства к существованию…», даже если их съели столько, сколько необходимо для сытости. А если эти крупяные изделия едят с супом, а также если изделия из теста едят с супом или с молоком, в котором они сварены, нет необходимости произносить отдельное благословение на суп или на молоко, поскольку они считаются дополнительными и как бы не существующими по отношению к тесту; но если человек сварил только немного лепешечек или крупы, а основное его намерение — поесть супа или молока, в этом случае они не считаются дополнительными, и необходимо произнести на них благословение: «…по слову Которого существует все»; и хотя вместе с молоком и супом он ест также изделия из теста или круп, молоко и суп не считаются несуществующими, поскольку они в данном случае — основная его еда. Но, тем не менее, желающий сделать максимально правильно, по-видимому, должен сначала произнести благословение: «…по слову Которого существует все» на суп или молоко отдельно13, выпить немного, а после этого благословить на изделия из теста или круп: «…сотворивший разные виды пищи», поскольку они тоже не являются второстепенными, хотя и не их имел в виду устраивающий трапезу, поскольку изделия из злаков сами по себе важны и никогда не являются второстепенными настолько, чтобы на них не нужно было благословлять, если они хоть как-то изменяют вкус кушанья. (Каков будет закон, если в суп положили изделия из злаков, но не варили их вместе с супом, будет разъяснено ниже, глава 54, параграф 6).

9. На кушанья, которые делаются из размолотой мацы или раскрошенного хлеба, которые смешивают с жиром, яйцами или молоком, тщательно перемешивают, а потом варят или жарят, благословляют «…сотворивший разные виды пищи», а после еды — «…за пищу и за средства к существованию…».

10. На изделия из пяти видов злаков, сваренные вместе с другими пищевыми продуктами, как, например, принято варить кусочки теста вместе с фасолью или чечевицей, даже если этого другого продукта больше, чем теста, тем не менее, поскольку в данном случае каждый вид отделен от другого, нужно произнести два благословения14, то есть, следует произнести сначала на несколько кусочков теста: «…сотворивший разные виды пищи» и съесть их, а затем произнести на несколько фасолинок: «…сотворивший плод земли» и съесть их, а после этого можно есть их вместе; подливка же является дополнительной, и произносить на нее отдельное благословение не следует. (И, кроме того, к ней относилось благословение: «…сотворивший плод земли», как будет объяснено ниже, глава 54, параграф 2). Но, если тесто и бобы размяты вместе, как, например, делают, когда разминают вместе муку, яйца и сыр и после этого жарят или варят их — в этом случае, хотя муки и меньше, чем остальных компонентов, тем не менее, поскольку она сделана из пяти видов злаков, она считается важной, и на все блюдо произносят благословение: «…сотворивший разные виды пищи», а после еды15 — «…за пищу и за средства к существованию…».

Но закон будет таким только в случае, если мука добавляется в кушанье для того, чтобы придать ему вкус; если же муки используется совсем немного, только для того, чтобы скрепить это кушанье, как обычно делают, готовя разные гарниры с добавлением небольшого количества муки для того, чтобы они слиплись — в этом случае мука считается как бы несуществующей, а благословение произносят только на основной компонент блюда16.

И также, если приготовили соус на небольшом количестве обжаренной в масле муки, на этот соус благословляют: «…по слову Которого существует все». Однако, если во время еды человек выбирает обжаренные в масле кусочки муки и ест их отдельно, он должен произнести на них благословение: «…сотворивший разные виды пищи». А если он съест из в количестве ке-заит, должен произнести после еды благословение: «…за пищу и за средства к существованию…».

 


1 Вкус которых очень заметен в сравнении со вкусом теста. (В случае, если начинкой является мясо или сыр, необходимо, чтобы было заметно, что это кушанье приготовлено именно для удовольствия).

2 Или если тесто обжарено в них (а потом испечено).

3 Есть и еще один вид: сухие баранки (тесто для которых замешивают только на воде, а после выпекания крошат), которые грызут. (Если тесто замешано на яйцах и воде, смотри МБ, конец раздела 168).

4 Для старика используется норма для стариков, а для юноши — норма для юношей.

4* Под гарниром имеется в виду еда, которую едят во время трапезы, вроде мяса и т.д.

5 А некоторые говорят, что это количество всегда одно и то же и составляет четырехкратный объем яйца. И хорошо бы обращать внимание и на эту точку зрения и не попадать в сомнительные ситуации.

6 И должен произнести благословение: «…сотворивший разные виды пищи» (если изначально он думал, что не будет есть больше. И, видимо, так же он должен поступить, если не имел никакого конкретного намерения).

7 МБ приводит этот закон в разделе про обваривание (или про жарку. Относительно того, о каком количестве масла идет речь, см. выше, примечания 1 и 2). Однако «При Мегадим» пишет: «(…) А также в случае, если тесто сварено».

8 По мнению МБ, в случае, если его пожарили, правильно было бы считать его хлебом, если он внешне выглядит, как хлеб, и относиться к нему, как к «хлебу, облитому кипящим соусом», о котором идет речь в настоящем параграфе ниже.

9 А если его раскрошили после того, как сварили — мудрецы сомневаются, каков будет его закон.

10 Относительно хлеба, замоченного в красном вине, БГ сомневается.

11 Этот закон относится только к жидкому тесту, но относительно твердого теста есть различные законы. См. «Шульхан Арух», глава 168, параграф 13.

12 То есть из зерен злаков, не являющихся целыми.

13 А некоторые пишут, что лучше произнести благословение: «…по слову Которого существует все» на что-нибудь другое, имея в виду также суп или молоко.

14 По мнению МБ, следует произнести только благословение: «…сотворивший разные виды пищи» (а тот, кто хочет учесть также мнение «Кицур Шульхан Арух», пусть разомнет свою еду в тарелке, и тогда заведомо нужно будет произнести только «…сотворивший разные виды пищи»).

15 Если человек съел именно муки в количестве ке-заит за «время, необходимое для съедания порции хлеба».

16 «Шульхан Арух»: А если иногда в такие блюда добавляют муку и для вкуса, следует всегда есть такие блюда только во время трапезы, поскольку трудно определить, добавлена ли мука для склеивания или для вкуса.


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.