Из цикла «Чтобы понять и постичь», темы: Избранность, Еврей, Элиэзер Гервиц, Единство еврейского народа
Еврей — представитель народа, судьба которого не имеет аналогов в мировой истории. Евреи не похожи ни на одну из наций, народностей, ни на одно из религиозных сообществ.
С точки зрения закона стать евреем можно двумя способами:
1) Быть рожденным еврейской матерью.
2) Пройти гиюр в соответствии с алахой.
Следует заметить, что переход в иудаизм это не простой одноступенчатый процесс. Раввины, прежде чем начать процесс обращения, должны удостовериться, что потенциальный прозелит искренен в своем желании стать полноправным евреем и не руководствуется переменчивыми минутными побуждениями. Желающему обратиться дают понять, что многие из требований к соблюдающему заповеди еврею непросты и за их несоблюдение полагается суровое наказание. Если это его не пугает, компетентные люди учат его предписаниям иудаизма. Учеба занимает определенное, не такое уж малое время. Завершает процесс погружение в микву (мужчинам перед этим делают обрезание). Этот процесс весьма далек от агрессивных миссионерских кампаний, распространенных в некоторых других религиях.
Простые юридические определения, однако, не могут дать полного портрета всепроникающей сущности иудаизма. Для того чтобы по-настоящему стать частью еврейского народа, следует принять все еврейское наследие, изучать еврейскую традицию и полностью признать еврейскую веру. Только тот, кто всем сердцем принимает свое еврейство и выполняет предписания Закона, действительно может понять, что означает быть евреем. Что же тогда есть иудаизм? Национальность? Да, евреям свойственно чувство приверженности своему народу, своей исторической родине (Эрец Исраэль) и национальному языку (ивриту), но евреи оставались евреями, живя среди многих других народов и не имея своего суверенного государства. Они разговаривали на разных языках (особенно на идиш и ладино), но, являясь составляющей других культур, сохраняли еврейскую сущность. Поэтому невозможно ограничить иудаизм определением «национальности».
А может быть, это религия? Конечно, евреи молятся Б-гу и совершают религиозные обряды. Но термин «религия» также ограничивает иудаизм и не полностью отражает его культурное и социальное воздействие на мир.
Некоторые могут назвать иудаизм этическим движением, т. к. он помогает руководить человеческим поведением или культурой, имея в виду его вклад в изобразительное искусство, музыку и литературу, или философией, т. к. он дает человеку основы мировоззрения. Другие же относят евреев к этнической группе, т. к. они имеют определенные выраженные черты и держатся вместе.
Определения очерчивают границы, но, в конце концов, вопрос, что такое иудаизм и что такое еврей, остается. Действительно, все перечисленное — правда, но целое всегда больше суммы своих частей.
Как те, кто принял на себя большое обязательство, евреи знают, что быть евреем означает иметь твердую личностную идентификацию, пожизненное членство в особой группе, уникальное ощущение духовности и ясное представление о цели жизни. В сущности, уникальность евреев состоит в том, что они являются избранным народом.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?