Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Подобно тому, как лица людей непохожи друг на друга, так различны и их мысли»Бэмидбар Рабба 21, 2
Любовь спрятана в уголках души

Любовь спрятана в уголках души.

Нет человека, у которого не было бы часа любви.

Раби Аарон из Карлин

Итак, поговорим о любви. Мы уже обсуждали вопросы общения и приятия, домашнего хозяйства и шкалы предпочтений. Настало время поговорить о самом главном, о том, ради чего всё это — о любви!

Может быть, ее и нет вовсе? Например, психология о достижении любви в семье практически не говорит. Какое там… Научить бы людей уживаться вместе! Тора, напротив, считает, что любовь — одна из важнейших сторон брака.

Любовь — очень интересная тема. Вроде, о ней итак всё давно известно! Только вот вопрос: где же она прячется?

Когда мы думаем о недостатке любви в нашей жизни, страдаем оттого, что юношеские мечты не сбылись, очень интересно понять, о чем действительно нам мечталось. Все мы, выросшие на стереотипах европейской культуры, в грезах представляли себе примерно следующую картинку:

— … Двое… Лучше, на закате… Желательно, по морскому берегу… Очень медленно бегут навстречу друг другу.

А что делать, если в жизни не всегда закат, не везде морской берег, и не очень медленно мы друг на друга реагируем? Еще большая проблема, что скорость реакции у всех разная. И когда, например, жена стремительно бежит навстречу мужу, он в это время, отвернувшись в другую сторону, думает о работе.

— А есть ли вообще любовь, и что же это всё-таки?

Но не станем отчаиваться, обратимся к специалистам.

«Я Вас люблю, — пишет Пушкин Анне Керн и тут же объясняет, что он имеет в виду. — Страдаю, не сплю ночами… Но если вы веселы без меня, если вы живы — я презираю вас, слышите, презираю!!!»

Значит, по Пушкину, любовь — это страдание, равнодушие — веселье. Равнодушие — жизнь, любовь — соответственно, смерть…

А, по мнению А. Лоуэна[1], любовь — интенсификация хорошего самочувствия организма, которое находит свое проявление в радости и удовольствии. Он считает, что любовь — радость, для здоровья полезно…

Эрик Бёрн[2] говорит:

— Любовь — перестать применять банальный здравый смысл… Это напоминает сияние, видное с помощью ЛСД. … но люди лучше наркотиков — это реальность, приключение без яда.

О! Берн полагает, что любовь — не жизнь и не смерть, а что-то вроде наркотика. Побаловаться можно, главное, не привыкать.

Существует множество цитат, посвященных любви. Среди собранных мной афоризмов на эту тему, есть «победитель» — фраза, которую большинство моих слушателей выбирали в качестве определения настоящей любви. Вот она:

— Ты должен дать надёжность, внимание, тепло, уверенность, что вы вместе навсегда. За это ты получишь бесконечную привязанность, восхищение, верность — любовь.

Как вы думаете, откуда эта цитата? Она из руководства по дрессировке собак.

Значит, любить — это превратиться в животное?! Потерять себя?!

Когда произносится слово «любовь», что возникает у нас в душе? Какие ассоциации появляются в голове? Какие кадры мелькают перед глазами?

Если можно было бы проследить ассоциативные цепочки, сколько опасений, даже страха нашлось бы … В каком-то смысле страх перед любовью стоит у истоков эллино-римской цивилизации. Например, древние греки считали любовь болезнью, среди возможных последствий которой числились безумие и… смерть.

Кстати, назовите самую романтичную историю любви. Большинство говорят о Ромео и Джульетте. Как известно, оба умерли быстро и почти без страданий. С этой точки зрения решиться любить может только самоубийца.

Ещё большую путаницу во внутреннее разрешение себе любить внесло христианство. Высокая любовь — прекрасно, физическая — грех, но грех, разрешенный обычным людям ради продолжения рода. Но как же разделить любовь духовную и физическую, желание быть хорошим человеком и стремление любить?

В еврейском мировоззрении отношение к любви очень оптимистично. Она необходима. Она есть у каждого, и на ее основе строятся отношения с людьми и Б-гом.

Где же прячется любовь? И как её найти?

Чтобы ответить на эти вопросы, важно понять, как определяется любовь в еврейском мировосприятии.

Во-первых. Важно отметить различие между любовью и уважением. Говоря коротко, для уважения самое главное — знать того, кого уважаешь. Его сильные стороны, способности, достижения. Невозможно уважать абстрактно, в общем. Например, кто-то хочет проявить к вам уважение, сказать приятное, и произносит:

— Какая вы умная!

Или:

— Как вы всегда стремитесь помочь!

Многие люди после такой фразы почувствуют неудобство, некоторые даже стыд, возможна реакция в стиле:

— Издеваешься?!

Одна женщина страшно возмущалась несовершенством этого мира, где никому нельзя верить:

— Отхожу я в полной тоске и печали от зеркала, а навстречу сотрудница: «Ах, как вы хорошо выглядите!»

Для любви, на самом деле, вообще не столь важен объект. Любовь — это я. Мой талант любить, моя способность любить, мой навык любить и, в первую очередь, моё решение любить. Мы выбираем — прожить полную любви, радости, близости жизнь или быть одинокими.

Есть знаменитое высказывание рава Диаманта, гласящее, что если правильно относиться и верно — с точки зрения Торы — действовать, то можно построить прекрасную семью на основе настоящей любви, даже если выбирать невесту следующим способом — пролетая на самолёте над территорией, переполненной разрешенными для брака девушками, бросить вниз кольцо со словами:

— Ты посвящена мне…

И жениться на той, в которую это кольцо попадёт.

А как же выбор?! Как же долгие проверки??? Как же убедиться, что это тот человек, который будет меня вечно любить?

Именно в том, чтобы не ждать любви к себе, а стараться любить самому, дарить тепло и заключается правильное отношение к любви. Чаще всего я слышу в своем кабинете:

— Вот когда он будет меня любить, тогда и я, конечно, тоже. Когда она будет относиться ко мне правильно, то и я буду очень хорошим…

Люди думают, что партнер должен начать, а потом нужно только подхватить инициативу. На самом деле необходимо быть живым, а не только отражать другого.

К сожалению, невозможно утверждать, что женатый человек — не одинок. Семья даёт нам огромные возможности, но только решение любить приводит к их реализации.

Я слышала, что каждый раз, ставя хупу, рав Деслер вставал между женихом и невестой и говорил им:

— Пока вы будете уступать друг другу, стараться любить — вы будете счастливы. Как только начнёте считаться и требовать — счастье сбежит от вас.

Кстати, вот интересный вопрос. А вы что выбрали бы: любить самому или быть любимым? Прежде чем ответить, вспомните вереницы прекрасных и знаменитых людей, в которых были влюблены толпы, а они чувствовали себя абсолютно одинокими и мечтали о крупице человеческого тепла.

Конечно, этот вопрос не корректен. На самом деле, любящие люди создают вокруг себя некое пространство любви. И чем больше любви отдают, тем больше её в их мире. Соответственно, тем больше любви они получают.

— Неужели автор хочет нам сказать, что в жизни всё так же просто как в песне: «Кто любит, тот любим…»? — удивитесь вы. — Мы-то видим, как всё не однозначно!!! Сколько боли приносит именно готовность любить!

Дорогой читатель! Конечно, в жизни все не так однозначно. Именно потому, что любовь столь необходима и повсеместна, так велик риск, и готовность любить может принести много боли. Как говорил Гурский ребе, любовь разлита повсюду и спрятана везде, поэтому в ней всегда есть примесь лжи.….

Я вовсе не хотела упрощать. Я же честно написала, что стараться любить самому — это во-первых…!


[1] Александр Лоуэн — один из основателей теории биоэнергетического анализа, продолжатель учения о телесной психотерапии, начало которому положил Вильгельм Райх, ученик Зигмунда Фрейда, который отошёл от психоанализа и основное внимание уделил воздействиям на тело.

[2] Э́рик Берн — американский психолог и психиатр. Известен, прежде всего, как разработчик трансактного анализа. Развивая идеи психоанализа, общей теории и метода лечения нервных и психических заболеваний, Берн сосредоточил внимание на межличностных отношениях, лежащих в основе человеческих «трансакций» (от англ. transaction — сделка, соглашение). Здесь имеются в виду три эго-состояния: Взрослый, Родитель и Ребёнок. Вступая в контакт с окружающей средой, человек, по мнению Берна, всегда находится в одном из этих состояний.

из журнала «Мир Торы», Москва


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?