Из цикла «История еврейского народа», темы: Хашмонаим, Война, Рав Моше Ойербах, История еврейского народа, Власть, Рим
Упразднение Санхедрина
После ухода Помпея Гиркан остался наместником Иудеи, подчинявшимся Габинию — римскому правителю в Дамаске. В действительности страной управлял не Гиркан, а его советник Антипатр, власть которого народ не хотел признавать.
Когда сын Аристобула Александр бежал из плена, он нашел много единомышленников, собрал большую армию и попытался свергнуть своего дядю. Габиний пришел на помощь Гиркану, разбил армию Александра и вторично увел того в плен. Это произошло в 3703 году (57 год до н.э.).
Стремясь ослабить Иудею, Габиний лишил полномочий Санхедрин — Высший Суд — духовный центр еврейского народа. Во времена кровопролитных войн и волнений влияние Санхедрина на народ было гораздо сильнее, чем власть политических деятелей. Габиний разделил Иудею на пять провинций, каждая из которых имела свои малый Санхедрин. В этом шаге мудрецы того поколения увидели угрозу тотального разрушения. Они говорили: «С тех пор как упразднен Санхедрин, перестали слышаться песни радости». Молитвы 9-го ава оплакивают утрату Санхедрина как величайшее горе. Однако Габиний не достиг своей цели полностью. Место Санхедрина в Иерусалиме занял главный Бейт амидраш (Дом Учения), который тогда возглавлял Шамай. Этот Бейт амидраш стал духовным центром народа Израиля.
Аристобул не отказался от борьбы за царский престол. Вместе с сыном Антигоном в 3704 году (56 год до н.э.) он бежал из Рима. Прибыв в Иудею, они собрали под свои знамена тысячи воинов, однако их войска были разбиты Габинием. В этой войне Антипатр встал на сторону римлян. Чтобы успокоить народ, преданный дому Хашмонеев, Габиний оставил титул наместника за Гирканом, но истинным правителем страны по-прежнему оставался Антипатр.
Между молотом и наковальней
По примеру большинства наместников Габиний притеснял жителей Иудеи вовсе не для блага римских властей, а для собственного обогащения. Сменивший Габиния Красс был еще хуже — он начал грабить святой Храм. Прошло немного времени, и Красс погиб во время войны с парфянами.
Победа парфян вселила в сердца евреев надежду на избавление от римского владычества. Большая часть народа восстала против поработителей, но римский наместник Кассий разгромил еврейскую армию. Около тридцати тысяч евреев были проданы в рабство. И в этой войне Антипатр стоял на стороне римлян.
Аристобул не терял надежды вернуть царский престол. В Риме началась жестокая борьба за власть между Помпеем и Юлием Цезарем. Помпей бежал из города, чтобы собрать в Греции и других странах армию и флот против Юлия Цезаря. Стремясь ослабить влияние Помпея в Иудее, Цезарь освободил Аристобула и поставил его во главе двух римских легионов. Аристобул отправился на родину, но в Италии был отравлен сторонниками Помпея; по тому же приказу в Дамаске казнили его сына Александра.
Война между двумя римскими вождями закончилась победой Юлия Цезаря. Вместе с легионами Цезаря во время его египетской кампании сражались еврейские воины. В Египте Юлий Цезарь вел тяжелые бои против сторонников Помпея, и поддержка евреев оказала ему большую помощь.
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»