Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Стыдить кого-то публично — настолько серьёзное преступление, что совершивший его лишается доли в грядущем мире»Рав Зелиг Плискин, из книги “Береги свою речь”
Просматривая 248 заповедей «делай», мы обнаружим, что 60 из них относятся к заповедям, обязывающим каждого еврея, который подобно большинству своих собратьев живет в доме, вкушает общепринятую среди людей пищу, например, хлеб или мясо, вступает в деловые отношения с другими людьми, женится, производит детей и т.д.

Всматриваясь в приведенный ранее перечень заповедей, мы увидим, что среди заповедей есть такие, выполнение которых возложено не на отдельного человека, а на всю общину Израиля, например, заповеди построить Храм, поставить над народом царя, истребить потомство Амалека (Д 20,173,188) и т.п.

Есть также заповеди, хотя и обязывающие отдельного человека, но только в том случае, если он совершит определенный поступок или окажется в определенной ситуации, — таковы, например, заповеди о жертвах, приносимых за невольные прегрешения (Д 68-72) или за умышленные грехи (Д 71-72). Однако, человек может прожить всю жизнь и не совершить ни одного из таких поступков, и не оказаться в ситуации, когда он обязан выполнять эти заповеди.

И к подобным заповедям также относятся законы, приведенные нами, — например, законы о рабе-еврее, рабыне-еврейке и рабе-иноземце (Д 32-235), законы о «безвозмездно принявшем на хранение» и о «взявшем вещь взаймы» (Д 42,244) и другие, упомянутые выше. Может случиться, что человек проживет всю жизнь, ни разу не столкнувшись с этими законами, и он не будет обязан выполнять эти заповеди.

И есть заповеди, которые выполняются только, когда существует Храм, например, принесение праздничных жертв и жертв всесожжения (Д 52-53), заповедь собирать весь народ по истечении субботнего года (Д 6) и некоторые другие, приведенные в перечне.

И есть заповеди, которые обязаны выполнять только обладатели земельных наделов, например, заповеди об отделении установленных десятин и трумот от нового урожая, а также заповеди о выделении даров коэну и доли урожая для бедных: лекет, пэрет, шихеха, пэа и олелот (см. Д 20-136). И если у человека нет земельных владений, то он не обязан выполнять эти заповеди; и, возможно, за всю свою жизнь не сможет выполнить ни одну из них.

Однако благотворительность (цедака) не относится к таким заповедям, потому что заповедь о цедаке обязан выполнять даже бедняк, сам живущий на благотворительные пожертвования, как мы разъясняли (Д 95). Итак, существуют заповеди, которые непременно обязывают каждого человека — в любую эпоху, в любой стране и при любых обстоятельствах, например, заповеди о цицит и тфилин (Д 12-14) или соблюдение Шабата (Д 54). Заповеди, относящиеся к этому роду, называются «заповедями, которые обязывают каждого», поскольку они обязывают любого еврея, достигшего совершеннолетия, — в любую эпоху, в любой стране и при любых обстоятельствах, как мы указали.

И, просматривая эти 248 заповедей «делай», мы обнаружим, что 60 из них относятся к заповедям, обязывающим каждого еврея, который подобно большинству своих собратьев живет в доме, вкушает общепринятую среди людей пищу, например, хлеб или мясо, вступает в деловые отношения с другими людьми, женится, производит детей и т.д.

И вот эти 60 заповедей, в том порядке, как они приведены нами в самом перечне заповедей:

1. Перваяверить в Б-га.

2. Вторая — верить, что только Он — Б-г.

3. Третьялюбить Б-га.

4. Четвертая — трепетать перед Ним.

5. Пятая служить Ему.

6. Шестая — «прилепиться» к мудрецам Торы.

7. Седьмая — клясться Именем Б-га.

8. Восьмая — уподобляться Ему в меру наших возможностей.

9. Девятая — освящать Имя Б-га.

10. Десятая — читать «Слушай, Израиль».

Десятую заповедь женщины не обязаны выполнять.

11. Одиннадцатая — изучать Тору.

И эту заповедь женщины не обязаны выполнять.

12. Двенадцатаяналагать тфилин на голову.

И эту заповедь женщины не обязаны выполнять.

13. Тринадцатая — налагать тфилин на руку.

И эту заповедь женщины не обязаны выполнять.

14. Четырнадцатая — делать кисти (цицит) на краях одежды.

И эту заповедь женщины не обязаны выполнять.

15. Пятнадцатая — устанавливать мезузы на косяках своего дома.

16. Восемнадцатая — написать свиток Торы.

И эту, восемнадцатую, заповедь женщины не обязаны выполнять.

17. Девятнадцатая — благословение после еды с хлебом.

18. Двадцать шестая — биркат коаним (коэнское благословение).

Эту заповедь выполняют только коэны мужского пола.

19. Тридцать вторая — почитать коэнов.

20. Пятьдесят четвертая — веселиться в праздники.

21. Семьдесят третья — исповедоваться перед Б-гом.

22. 94-я — выполнять принятые на себя обязательства.

23. 143-я — передавать коэнам часть от зарезанного скота.

24. 146-я — шхита.

25. 147-я — покрывать кровь после шхиты.

26. 149-я — признаки кашерности скота.

27. 150-я — признаки кашерности птиц.

28. 152-я — признаки кашерности рыб.

29. 154-я — отдыхать в Шабат.

30. 155-я — освящать Шабат.

31. 156-я — устранять квасное на Песах.

32. 157-я — рассказывать об исходе из Египта в ночь седера.

33. 158-я — есть мацу в ночь седера.

34. 159-я — отдыхать в первый день Песаха.

35. 160-я — отдыхать в седьмой день Песаха.

36. 161-я — вести счет дней омера.

Женщины не обязаны выполнять эту заповедь.

37. 162-я — отдыхать в праздник Шавуот.

38. 163-я — отдыхать в Рош ашана.

39. 164-я — поститься в Йом кипур.

40. 165-яотдыхать в Йом кипур от работы.

41. 166-я — отдыхать в первый день Суккот.

42. 167-я — отдыхать в Шмини ацерет.

43. 168-я — жить в шалаше семь дней.

Женщины не обязаны выполнять эту заповедь.

44. 169-я — возносить лулав.

И эту заповедь женщины не обязаны выполнять.

45. 170-я — слушать шофар в Рош ашана.

И эту заповедь женщины не обязаны выполнять.

46. 172-я — подчиняться повелениям пророков.

47. 175-я — следовать за большинством в суде.

48. 184-я — делать ограждение на крыше дома.

49. 195-я — давать пожертвования бедным.

50. 197-я — давать взаймы бедным.

51. 206-я — любить других евреев.

52. 207-я — любить геров.

53. 208-я — выверять весы.

54. 209-я — почитать мудрецов.

55. 210-я — почитать отца и мать.

56. 211-я — трепетать перед отцом и матерью.

57. 212-я — плодиться и размножаться.

И эту, 212-ю заповедь, женщины не обязаны выполнять.

58. 213-я — совершать кидушин.

59. 214-я — оставаться мужу с женой в первый год супружества.

Эту, 214-ю заповедь, выполняют только мужчины.

60. 215-я — делать обрезание.

И эту заповедь выполняют только мужчины.

Вот те 60 заповедей, которые обязан выполнять каждый. Среди них 46 заповедей, которые обязаны выполнять также женщины, а от выполнения 14 из них женщины освобождены.

А запомнить, что обязательных для всех заповедей именно 60, тебе поможет стих «Их шестьдесят цариц…» (Шир аширим 6:8). Запомнить, что от 14 из них женщины освобождены, помогает слово яд (рука; числовое значение — 14) из стиха «Ослабела их рука…» (Дварим 32:36). Или можно запомнить, что 46 из этих заповедей обязательны и для женщин, с помощью стиха «…Ради крови завета…» (Зехарья 9:11), т.к. числовое значение слова бэдам (ради крови) — 46, это и есть количество заповедей, которые завет со Всевышним обязывает выполнять каждую женщину.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?