Представляем вашему вниманию отрывок новой книги р. Йехезкеля Асхаека «Здоровая жизнь по Торе». Книгу можно приобрести в нашем онлайн магазине.
Самый большой подарок, который мы можем преподнести нашим детям — это быть им «здоровыми родителями»!
«Так как здоровый и цельный организм — это один из путей Всевышнего…»
Этими словами Рамбама начинает 32-ю главу, посвященную заботе о здоровье, автор Кицур Шулхан Арух. Предоставленная вашему вниманию книга занимается вопросами, охарактеризованные Рамбамом и упомянутыми в Кицур Шулхан Арух как «пути Всевышнего» — другими словами, «правилами заботы о теле согласно законам природы».
Дорогой читатель!
Стоит Вам захотеть, и эта книга станет для Вас самой увлекательной из всех когда-либо прочитанных Вами. Почему «увлекательной»? Потому что то, что в ней повествуется — это не история других людей. В ней говорится о Вас! Он знакомит Вас с тем, что для Вас дороже всего на свете — с заботой о своем теле и душе. Почему, «стоит Вам захотеть»? Потому что были такие, кто заглянули в нее, но не решились применить на практике изложенные в ней факты, опасаясь, что это обязует их изменить свой привычный жизненный уклад. Если Вы успешно доберетесь до конца этого введения, у Вас есть все шансы и получить удовольствие, и извлечь пользу из всей книги. Если Вам и это трудно, не надо отчаиваться! Отложите чтение до лучших времен. Это может занять немало времени, но я верю, что рано или поздно настанет такой благоприятный момент.
Я не знаю, в каком возрасте Вы встретились с этой книгой. Если Вам еще нет тридцати, возможно, она вызовет у Вас снисхождение. Если вы приближаетесь к сорока, возможно, она вызовет у Вас подозрение. После сорока, по моему убеждению, Вы отнесетесь к ней с максимальной серьезностью. Но чем раньше Вы начнете воплощать написанное в ней в жизнь, тем в лучшей форме Вы достигнете более старшего возраста. Дай Б-г, чтобы и своих детей, не зависимо от их возраста, Вы направляли по пути заботы о здоровье.
Жизнь как банковский счет
Течение жизни подобно банковскому счету. У каждого — свой личный счет. С нашим приходом в этот мир в добрый час каждый из нас «вкладывает» в «банк жизни» те данные, которыми наделил нас Создатель. «Директор банка» — Творец — изредка позволяет «особые расходы». Но это уже другая тема. Это — то, что касается молитвы, изучения Торы, заслуг и всей духовной стороны нашей жизни. А в нашей книге мы намерены разобрать вопросы естественной работы банка и, как мы увидим в дальнейшем, сама Тора заповедует нам относиться к «банку» в рамках известных нам законов природы, ни в коем случае ни выходя за них.
Концепция предоставленного нам счета соответствует сказанному в трактате Смахот (глава 1, алаха 2): «Тотчас же Святой, благословен Он, предрешает, будет ли он слабым или сильным, мужчиной или женщиной, богатым или бедным, красивым или уродливым, высоким или низкорослым и т.д.»
Банковский баланс — доходы и расходы
С этой минуты мы сами ведем свой счет. У каждого — свой «каспомат». Вам не требуется разрешение банковских клерков, советников и т.п. Вы сами решаете, внести ли свои «вклады» или «снять» то, что имеется на счету. Как Вы убедитесь в дальнейшем, одни и те же действия могут учитываться и в графе «приходы» и в графе «расходы».
Возьмем для примера вопрос питания. Это — необходимое, ежедневное действие, которое мы совершаем по три-четыре раза в день на протяжении всей нашей жизни. Вы съели здоровую и питательную пищу? Вот Вам и вклад! Вы полакомились пустой и вредной пищей, т. наз. «джанк-фудом»? Вас счет автоматически обеднел! Вашему организму придется потрудиться, чтобы «покрыть расходы», связанные с этим Вашим последним действием, что приведет к обеднению Ваших врожденных ресурсов. До тридцати лет Вы молоды и сильны, Вы пока располагаете солидным запасом ресурсом, а «снимаете» Вы со счета еще не слишком много. (Этот факт лежит в основе моей изначальной предпосылки, что если Вы еще не дожили до этого возраста, то, вполне возможно, не будете спешить ознакомиться с изложенной в ней информации, так как никакие симптомы Вас пока не беспокоят). Начиная с сорока лет, ресурсы беднеют, а «расходы» увеличиваются, и большинство из нас ощущает результаты неправильного поведения на своем собственном организме.
Мой совет Вам — даже если Вы еще совсем молоды — не отвергать предложенную Вам возможность заглянуть внутрь себя и прочитать инструкции по правильной эксплуатации своей собственной системы. Важно помнить одно. Большинство болезней не нападают на человека «вдруг», без предупреждения. Речь идет о долголетнем «банковском» дисбалансе. Но вот в чем дело: когда на Вашем банковском счету появляется минус в размере тысячи шекелей, никто не паникует. Ни Вы, ни директор банка. Две тысячи? То же самое. Медленно, но уверенно овердрафт начинает расти и расти, пока в один прекрасный день Вы не оказываетесь в ситуации, когда Ваш «кредит» превысил десятки, а то и тысячи шекелей. Раздается телефонный звонок. Директор банка на линии. Это — последнее предупреждение. Следующий шаг — банкротство. Вы всполошились. Вы удивляетесь, умоляете, кричите, злитесь, но сейчас уже слишком поздно. Вы не замечали, как раз за разом Ваши расходы превышали Ваши ресурсы, и что теперь делать? Поэтому я говорю Вам как искренний друг: «Учитесь на горьком опыте других и вовремя спасайте себя!»
Еврейский банковский счет
Смею напомнить, что кроме «дружеского совета», у Вас как у верующего еврея есть тут и прямая обязанность — «и очень берегите свои души». Как известно, по Торе, Ваше тело — не Ваше личное достояние. Вы не имеете права обращаться с ним так, как Вам вздумается. Оно было дано Вам как Б-жественный залог в сопровождении четких инструкций. Часть из них — в письменной, часть — в устной Торе и в высказываниях мудрецов каждого поколения.
Какими бы верующими мы не считались, мы, кажется, не до конца осознаем, насколько все серьезно. Проиллюстрируем это примером на основе слов Хафец-Хаима (см. ниже, гл.1), Маавар Ябок (см. ниже, гл.2) и рава Гирша (см. ниже, гл.1):
Вполне возможно, что когда Вы придете к престолу Всевышнего, Вам заявят, что Вам не хватает нескольких (может быть, десятков) лет наложения тфилин, соблюдения субботы, празднования Суккот и т.д., и т.п. Вы изумитесь и возопите: «Как такое может быть? Когда это было?!» «Да», ответят Вам: «Если бы Вы только следили за своим здоровьем, у Вас бы было еще несколько лет в этом мире, а за эти годы, кто знает, сколько еще заповедей Вы смогли бы выполнить, но не сделали этого…» Смотрите же, насколько веско требование следить за собой!
Книгу можно приобрести в нашем онлайн магазине.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»