Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Заповедь делать цдаку равна всем остальным заповедям, взятых вместе»Бава Батра 96
Биография выдающегося раввина и знатока Торы

Раби Элияу бар Нафтали-Герц Кляцкин (5612—5692 /1852—1932/ гг.) — выдающийся законоучитель.

Родился в местечке недалеко от г. Ковно (Каунаса).

Еще в детстве прославился как илуй (вундеркинд).

К двенадцати годам завершил первый цикл изучения всего Талмуда.

Когда р. Кляцкину было около двадцати лет, Мальбим (см.), ознакомившись с его первыми сочинениями, написал: «Что касается глубины анализа и талмудической эрудиции, нет подобного ему во всем поколении» (Гдолей адорот).

Р. Кляцкин занимался Торой с исключительным усердием и самоотдачей — как правило, от утренней зари до трех часов ночи. В три часа он засыпал, прямо за своим рабочим столом, а в шесть утра — уже вновь приступал к занятиям. Если порой он просыпался на несколько минут позже, то сетовал на жену: почему она, поднявшись, не разбудила его. «Неужели ты хочешь, чтобы я так и остался неучем и невеждой?!», — говорил он (там же).

Наряду с традиционными еврейскими дисциплинами, р. Кляцкин углубленно изучал также математику, химию, медицину и фармацевтику, а из гуманитарных наук — историю. Он владел многими иностранными языками. Уровень его знаний в большинстве изученных отраслей науки был настолько высок, что к нему обращались за консультацией ведущие профессора и исследователи Европы (Энциклопедия левейт Исраэль т.18).

В течение ряда лет р. Кляцкин возглавлял небольшие общины в литовском крае, а затем стал главным раввином польского города Люблина.

Он приобрел репутацию одного из самых авторитетных законоучителей (посеков) поколения — со всех концов еврейского мира к нему обращались за решением спорных вопросов. В первую очередь, он специализировался на алахических проблемах, связанных с молитвой, а также на проблемах агунот — женщин, мужья которых пропали без вести.

Его перу принадлежит целый ряд значительных алахических сочинений: Имрей шефер (Сладостные речения), Эвен пина (Краеугольный камень), Двар Элияу (Слово Элияу) и др.

Несколько его респонсов включены в талмудическую энциклопедию Сде хемед (Прекрасное поле), составленную р. Хаимом-Хизкией Медини (см.).

Р. Кляцкин отличался абсолютной честностью и правдивостью. Когда к его дочери сватался некий одаренный юноша, отец жениха попросил, чтобы р. Кляцкин сам отрекомендовал свою дочь. Однако, несмотря на уговоры жены и других членов семьи, р. Кляцкин категорически отказался. «Лучше я вообще не буду вмешиваться, чем испорчу своим ответом шидух, — пояснил он. — Ведь, по правде говоря, я считаю, что наша дочь не достойна молодого человека, обладающего такими выдающимися качествами» (Гдолей адорот).

Перешагнув семидесятилетний рубеж, р. Кляцкин переехал в Землю Израиля и поселился в Йерушалаиме. Его дом стал одним из центров изучения Торы.

Р. Элияу Кляцкин был призван в Небесную Ешиву в 5692 /1932/ году, в возрасте восьмидесяти лет.

с разрешения издательства Швут Ами


Эта недельная глава — самая большая из всех глав Торы. В ней, среди прочего, рассказывается о подсчете семейств левитов и той службе, которую им поручил Всевышний в пустыне. Также глава повествует о заповедях назира (назорея), благословении коэнов, обряде сота и о многом другом. Читать дальше

Недельная глава Насо

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»

Объяснение текста благословения коэнов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г благословенный повелел Моше передать Аарону и его сыновьям формулировку благословения коэнов, то есть, точные слова, которыми они будут благословлять общину сыновей Израиля.

Избранные комментарии к недельной главе Насо

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всякое прегрешение против нравственности порождено помрачением рассудка. Нравственная истина и истина логическая — синонимы, и человек может согрешить, только если лишится сперва истинной перспективы.

Кто учит Торе сына ближнего, как бы дает ему рождение. Насо

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Мы должны брать пример с Аарона, брата Моше. Он мирил людей, поэтому в Торе в качестве родословной упомянуты его потомки.