Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография хасидского цадика и раввина, Раби Исраэля из Гусятина

Раби Исраэль бар Мордехай-Шрага Фридман (р. Исраэль из Гусятина; 5618—5709 /1857—1948/ гг. ) — выдающийся хасидский наставник.

Прямой потомок царя Давида. Внук прославленного хасидского цадика р. Исраэля из Ружина (см.).

Родился пятнадцатого кислева 5618 /1957/ года. Его отец, р. Мордехай-Шрага, был руководителем хасидской общины галицийского городка Гусятина.

В 5654 /1894/ году, после смерти отца, р. Исраэль сменил его во главе «двора».

После первой мировой войны множество его хасидов оказалось в Вене, и р. Исраэль перенес свой «двор» в этот город.

В 5697 /1937/ году, незадолго перед тем, как нацистские войска оккупировали Австрию, р. Исраэль, которому к тому времени уже исполнилось восемьдесят лет, переселился в Землю Израиля и обосновался в г. Тель-Авиве.

Его называли «старейшиной хасидских лидеров поколения». Множество людей приходило к его «двору», и среди них выдающиеся раввины и главы общин, — считалось, что его благословение сбывается, а его совет в области медицины — является ключом к полному излечению (R. David Silber, Noble lives 2, p.212).

Р. Исраэль ощущал особую духовную связь с р. Хаимом Ибн Атаром (см.), автором кабалистического комментария на Пятикнижие Ор ахаим, который был современником основателя хасидизма р. Исраэля Бааль-Шем-Това (Бешт; см.). Поселившись в Земле Израиля, р. Исраэль каждый год, в годовщину смерти р. Хаима Ибн Атара, навещал его могилу на Ар азейтим (Масличной горе) в Йерушалаиме. Пятнадцатого тамуза 5701 /1941/ года он отправился на Масличную гору, сопровождаемый прославленным праведником р. Шломкой из Звиля (см.) и большой группой хасидов. В эти дни войска германского фельдмаршала Ромеля подходили к Александрии, и англичане готовились к эвакуации из Палестины. Гитлер, да будет стерто из истории его имя, уже хвастливо заявил: «Я войду в Палестину перед обедом, а к ужину с евреями будет покончено». Над еврейской общиной Земли Израиля нависла смертельная опасность. Р. Исраэль из Гусятина и р. Шломке из Звиля склонились над могилой автора книги Ор ахаим в длительной и сосредоточенной медитации. Наконец, р. Исраэль уверенно произнес: «Злодеи не придут! Они не проникнут в Землю Израиля!». Позднее он объяснил, что ему был дан знак с Небес, что Ромель будет разбит. И действительно, продвижение немецкой армии вскоре приостановилось, а осенью 5702 /1942/ года британские войска перешли в контрнаступление и преследовали Ромеля до Туниса (Везэ шаар ашамаим с.495).

Р. Исраэль из Гусятина был призван в Небесную Ешиву двадцать девятого кислева 5709 /1948/ года, на девяносто втором году жизни. Похоронен в Тверии, рядом с могилами ближайших последователей Бааль-Шем-Това.

Среди его лучших учеников был р. Дов-Бер Вейденфельд (Гаон из Чебина; см.), один из духовных лидеров следующего поколения евреев Польши и Земли Израиля

с разрешения издательства Швут Ами


Дарование Торы стало ключевым событием не только еврейской, но и общемировой истории? Письменная Тора была переведена на древнегреческий и другие языки, а законы Торы и принципы иудаизма легли в основу мировых религий — христианства и ислама. Как результат, все человечество приняло новые ценности: Единобожие, добросердечие и взаимопомощь, запрет посягательства на чужую жизнь и имущество, неделя с выходным днем, запрет разврата и т.д. Читать дальше

Рассказы мудрецов о Даровании Торы

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Почему Тора была дана в пустыне? Почему Тора не была дана Израилю сразу после Исхода из Египта? Почему Тора была дарована на горе Синай?

Недельная глава Итро

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Центральная глава рассказывает о даровании Торы на горе Синай. Ради этого и произошел выход из Египта.

Бахайская религия, сикхизм, ислам, христианство и иудаизм

Лоренс Келеман

Мы публикуем отрывок из книги Лоренса Келемана «Возможность получить» (Permission to Receive).

Машиах и геула

Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»

Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.

Моше на горе Синай

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Период пребывания Моше на горе Синай был разбит на десятидневные отрезки. В каждый из них лидер еврейского народа обучался различным наукам, знание которых было необходимо для получения Торы.

Почему Моше провел 40 дней на горе Синай?

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Мудрецы сравнивают Моше с человеческим зародышем, который не ест и не пьет 40 дней. Этот период требуется для возникновения нового существа. В случае с Моше рабейну — для постижения Б-жественной Торы.

Устная Тора

Рав Мордехай Нойгершл,
из цикла «Путешествие к вершине горы Синай»

Почему нужно повиноваться словам Мудрецов – ведь какими бы мудрецами и праведниками они ни были, они всего лишь люди?

Законы и обычаи праздника Шавуот

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Глава из книги «Сефер атодаа»