Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Каббала, Чудеса, Сгула, Загробная жизнь, Забота о здоровье, Рав Александр Кац
Раби Йеуда бар Моше Петая (5619—5702 /1859—1942/ гг.) — выдающийся кабалист.
Родился в Багдаде второго швата 5619 /1859/ года.
Учился у главы мудрецов Багдада р. Абдаллы Сомеха (см.). В семнадцать лет был посвящен в раввины.
В 5642 /1882/ году приступил к углубленному изучению кабалы. В возрасте двадцати пяти лет написал комментарий Яйн ареках (Благовонное вино) на один из разделов кабалистической книги Зоар (Сияние).
Занимался также практической кабалой, и множество людей приходило к нему за исцелением и избавлением — в числе обращавшихся к нему за помощью были и неевреи.
Случилось так, что среди женщин Багдада распространился обычай, заимствованный у неевреев: когда кто-то из членов семьи серьезно заболевал, женщины смешивали соль с водой, нашептывали над этим раствором определенные заклятия и разбрызгивали его во дворе дома. Раввины пытались убедить женщин отказаться от этого суеверия, но никакие аргументы не помогали.
Тогда р. Йеуда Петая объявил: пусть родственницы больных приходят к нему, и он будет молиться за исцеление — более того, он гарантировал, что в результате этого больные поправятся. И действительно, жители Багдада стали свидетелями того, что Всевышний не отвергает молитвы праведника, — даже самые безнадежные больные поправлялись (Иквета димешиха 197).
Р. Петая создал несколько ешив, в которых преподавались сокровенные разделы Торы.
Начиная с 5665 /1905/ года он трижды посетил Йерушалаим, а в 5694 /1934/ году, в возрасте семидесяти пяти лет, поселился в святом городе окончательно.
Его перу принадлежит целый ряд значительных сочинений по кабале. В книге Минхат Йеуда (Приношение Йеуды), содержащей его толкования на Пятикнижие, особенное внимание уделено вопросам реинкарнации (переселения душ), а также расшифровке и воплощению сновидений. В книге Рухот месапрот (Души рассказывают) рассматриваются некоторые аспекты посмертного существования души. Книга Бейт-Лехем Йеуда (Бейт-Лехем в колене Йеуды) представляет собой развернутый комментарий на классический трактат знаменитого цфатского кабалиста р. Хаима Виталя (см.) Эц хаим (Древо жизни).
Многие его важнейшие сочинения до сих пор остаются в рукописях.
Р. Йеуда Петая умер в Йерушалаиме двадцать седьмого ава 5702 /1942/ года, в возрасте восьмидесяти трех лет.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?