Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография раввиня

Раби Шимшон Рефаэль Ирш (Гирш). Родился в 1808 году в Гамбурге, умер в 1888 во Франкфурте на Майне. Признанный руководитель ортодоксального еврейства Западной Европы прошлого века. Крупный раввин, известный писатель, философ.

Уже в юности проявил большие способности в изучении Торы и Талмуда. В 22 года — главный раввин княжества Ольденбург, в 33 года — руководитель общины города Эмден под Гамбургом; затем глава раввината Моравии и Австрийской Силезии; с 1851 года до конца жизни — раввин небольшой общины во Франкфурте.

Писательскую деятельность начал с опубликования в 1836 году сборника знаменитых «19 писем об иудаизме», написанных на великолепном немецком языке. В нем он выступил против ассимиляторов, реформистов и поборников эмансипации, пытавшихся придать традиционному иудаизму национально-немецкие формы. Следующая книга, «Хорев. Этюды о роли Израиля в изгнании», написана в форме руководства по основам еврейской этики. Она и поныне считается классическим трудом в данной области.

Не прекращая занятия Торой и не оставляя общинного руководства, рав Ирш много времени посвятил политической деятельности. В революционном 1848 году состоял членом австрийского рейхстага, в котором занимал пост председателя комитета во борьбе за права евреев Моравии. Основал и редактировал единственный в ту пору журнал ортодоксального еврейства «Ешурун».

Но главным трудом его жизни можно назвать перевод на немецкий язык Пяти книг Торы, Книги Теилим и сборника молитв, снабженный параллельным комментарием. Этот труд считается одним из лучших переводов с иврита на любой другой язык — по точности, красочности и экспрессии выражений. Современники называли его лучшей книгой, написанной на немецком. По нему учились практически все переводчики Библии на все остальные европейские языки. Что касается комментариев, то переведенные в свою очередь на иврит, они и сегодня поражают глубиной анализа и чеканностью формулировок…

Рав Ирш обращался к новому типу европейского еврея — человеку образованному, интеллигентному и в то же время соблюдающему все заповеди Торы. Такой тип еврея и сейчас можно встретить в Америке и Европе.

БлОготворительность рава Реувена Пятигорского


История отношений Йосефа и его братьев достигает апогея: начинается глава Ваигаш описанием диалога Йеуды и Йосефа, и это стало прообразом исторического противостояния их потомков: сначала колен Йеуды и Эфраима, а затем — двух царств, Южного Иудейского и северного Израильского царства. В конце главы рассказывается о том, как праотец Яаков, узнав, что его любимый сын Йосеф жив, спускается в Египет для встречи с ним. Так начинается Египетское изгнание, ставшее прообразом всех последующих изгнаний еврейского народа. Читать дальше

Избранные комментарии к недельной главе Ваигаш

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всевышний поселил потомков Яакова в Египте, чтобы они стали еврейским народом, не смешиваясь с коренным населением

Б-жественное вмешательство при продаже Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всевышний специально организовал продажу Йосефа, чтобы привести его к величию. Поэтому братья Йосефа не были наказаны.

На тему недельной главы. Ваигаш 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Избранные комментарии на главу Ваигаш

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если бы сыновья Яакова остались в Ханаане, их потомки со временем бы ассимилировались. Уход в Египет и жизнь среди враждебно настроенного населения помогла евреям сплотиться и сохраниться как народ.