Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Основа основ и сущность человека — распознавать ценное и важное»Рав Йерухам Левовиц, “Даас, Хохма у-Мусар”
Биография раввина

Раби Исраэль Липкин, 1810-1883. Знаменитый ученый, педагог,

основатель религиозно-этического движения Мусар, оказавшего большое влияние на мир ешив в Восточной Европе. Уже ребенком выделялся среди сверстников своими удивительными способностями и обширными познаниями в Торе и Талмуде. Учился в литовской ешиве города Салант, по которому получил свое имя — Салантер. Занимался под руководством раби Йосефа Зунделя, разрабатывавшего этические аспекты иудаизма и призывавшего своих учеников к самоусовершенствованию.

В 30-летнем возрасте, благодаря эрудиции и выдающимся личным качествам, раби Исраэль обладал таким авторитетом среди раввинов Вильны, что те предложили ему руководство одной из самых больших городских ешив. В результате интриг был вынужден в 1848 году переселиться в Ковно (Каунас), тогдашнюю литовскую столицу, где занялся распространением Мусара. Желая беспрепятственно развивать и пропагандировать свое этическое учение, долгие годы отказывался от поста главного равина города Ковно.

Начиная с 1857 года постоянно разъезжал по общинам Европы с чтением лекций на тему этики Торы, основывал группы последователей, а также посещал университеты и другие центры светской науки и культуры, притягивавшие к себе еврейскую молодежь. Часто наведывался в Берлин, центр тогдашнего еврейского «просвещения», где вел семинары, популярные даже в среде приверженцев светского знания.

Его учение было подхвачено многими учениками. По мнению рава Салантера, главным объектом внимания молодого еврея должны стать законы отношений между людьми. Призывам к исправлению он посвятил много статей, выступлений и лекций. Главные его сочинения: «Эц При» (как изучать Тору), «Ор Исраэль» и «Имре Бина» (статьи об этике).

Но еще больше книг вышло с рассказами о самом раве Салантере, ибо практически любое деяние его жизни может служить примером праведности по отношению к людям и самоотречения во имя Торы.

БлОготворительность рава Реувена Пятигорского


Крушение Сдома и Аморы, рождение у Авраама и Сары сына Ицхака, последнее испытание Авраама — этим и многим другим событиям посвящена недельная глава Торы Ваера. Читать дальше

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваера 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

На тему недельной главы. Ваера

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Даже если Всевышний скажет «НЕТ» на Небесах, человек все равно должен исполнять свой долг на земле! Авраам не знал, что город не удастся спасти, поэтому он должен был сделать все возможное для его спасения. Так же и врач прилагает все усилия для спасения больного, при этом хорошо понимая, что «конечный результат» не в его руках…

Глава Ваера

Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»

Вся реальность нужна только для раскрытия славы Всевышнего. Если же будет даже небольшой недостаток в раскрытии этой славы — будет недостаток в цели создания этой реальности

Избранные комментарии на недельную главу Ваера

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Ради помощи путникам Авраам прерывает беседу с Творцом. Потомки патриарха унаследовали способность любить всех людей. Раввин Гирш о справедливости и человечности.

О том, что означает в применении к Б-гу слово пакад (вспомнил)

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.

Врата востока. Недельная глава Ваера

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Словарь для читающих Тору на иврите. Ваера

Рав Аарон Штейман,
из цикла «Словарь ивритских терминов»

Властелин, господин и другие синонимы этого слова