Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Р. Йонатан говорил о том, что сам «видел совращённый город (Дварим 13) и сидел на груде его развалин», а также сам «видел сына буйного и непокорного (Дварим 21, 18) и сидел на его могиле», в то время как другие мудрецы утверждали, что подобного «не было и не будет»

Рабби Натан (Йонатан) – еврейский мудрец – тана второго века, современник и друг рабби Йошии. В текстах его обычно называют просто рабби Натан, но иногда также рабби Йонатан бен Йосеф или Йосе (ср. Талмуд Йерушалми, Сота VII , 19в, В. Талмуд, Ктубот 60б и Тосефта Нида II , 2, Мехильта Ки Тиса с В. Талмудом, Йома 85б).

В период Адриановых гонений р. Йонатан покидает Эрец-Исраэль (Сифрей Дварим, Реэ). Будучи учеником рабби Ишмаэля, он использовал в своих толкованиях 13 правил своего учителя (шлош-эсрэ мидот ше-а-Тора нидрэшет баэн) (ср. В. Талмуд, Хагига 18а; Мехильта Бо, 9 и В. Талмуд, Хулин 70б). Однако впоследствии он учился также у рабби Акивы (Талмуд Йерушалми, Маасэр Шени V , 51г).

Р. Йонатан говорил о том, что сам «видел совращённый город (Дварим 13) и сидел на груде его развалин», а также сам «видел сына буйного и непокорного (Дварим 21, 18) и сидел на его могиле», в то время как другие мудрецы утверждали, что подобного «не было и не будет» (В. Талмуд, Сангедрин 71а). Видимо, р. Натан не утверждает, что в действительности видел исполнение подобных приговоров, а возражает таким образом против превращения этих строгих законов в исключительно теоретические, данные лишь для изучения.

Р. Йонатан занимался главным образом Галахой, поэтому его высказывания встречаются чаще всего в Мехильте и Сифрей. В Талмуде приводится небольшое число законов от его имени (В. Талмуд: Йома 57б; Сангедрин 66б; Кидушин 41б; Сота 24а и 46б; Бава Меция 96а и др.). В Мишне сохранилось несколько изречений р. Йонатана, например: «Кто занимается изучением Торы в нужде, тот доживёт до того, что будет исполнять её в богатстве» (Авот VI , 9; Авот дэраби Натан XXX , 1).


Он родился еще в черте оседлости, учился в известных ешивах у великих наставников. Но из-за давления советской власти, в разгар сталинских репрессий, рав Моше Файнштейн был вынужден уехать в США. Уже там он и стал известен на весь еврейский мир благодаря своей преданности Торе, Б-гу и еврейскому народу. Читать дальше