Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Так будет испытан богач при помощи богатства его: ожесточится ли он на ближнего, который нуждается в нем, или пожалеет его? И так будет испытан бедняк: сумеет ли довольствоваться малым или нет?»Рамхаль, Дерех Ашем, глава 8
Раввин, наставник и лидер хасидов Лелова

Раби Шимон-Нета бар Давид-Шалом Бидерман (р. Шимон-Нета из Лелова; 5629—5690 /1869—1929/ гг.) — хасидский наставник.

Происходил из рода царя Давида.

Его прапрадед, р. Давид Бидерман (см.), основал хасидский «двор» в галицийском городке Лелове, а его прадед, р. Моше из Лелова (см.), перенес «двор» на Святую Землю, в Йерушалаим.

Р. Шимон-Нета родился в Лаг баомер 5629 /1869/ года в г. Цфате.

Через полгода после своей бар-мицвы он женился на Хане-Рейце, дочери краковского хасида р. Йосефа Зейнвирта, прямого потомка таких выдающихся мудрецов, как р. Давид Алеви (Таз; см.) и р. Шабатай Акоэн (Шах; см.).

В 5653 /1893/ году р. Шимон-Нета отправился в Польшу, чтобы учиться у прославленных хасидских наставников. Несколько лет спустя он вернулся в Йерушалаим, где занимался в ешиве кабалистов, созданной р. Шимоном Лидером (см.).

Первая мировая война застала его во время очередного посещения польских наставников — не сумев вернуться в Землю Израиля, он поселился в Кракове и основал там собственный «двор», привлекавший множество хасидов со всей Польши.

В 5686 /1926/ году р. Шимон-Нета возвратился в Йерушалаим и унаследовал «двор» своего отца. Он стал одним из духовных лидеров хасидов Святой Земли.

Р. Шимон-Нета умер в пост Гедалии 5690 /1929/ года. Похоронен на Масличной горе, рядом с могилами деда и отца.

Во главе леловской общины Йерушалаима его сменил сын р. Моше-Мордехай из Лелова (см.).

с разрешения издательства Швут Ами


Через Моше Всевышний осуществил спасение евреев из Египта, передал на горе Синай Тору, которая так и называется — «Торат Моше», Тора Моисея. Еврейская традиция говорит, что Моше был первым человеком, достигшим абсолютного совершенства, а следующим будет Машиах (Мессия). Читать дальше

Почему Моше провел 40 дней на горе Синай?

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Мудрецы сравнивают Моше с человеческим зародышем, который не ест и не пьет 40 дней. Этот период требуется для возникновения нового существа. В случае с Моше рабейну — для постижения Б-жественной Торы.

Моше бен Амрам. Возвращение в Египет и десять казней

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Мидраш о том, как происходило возвращение Моше в Египет. Освобождение еврейского народа было сопряжено с огромными трудностями.

Моше бен Амрам. На пути к Святой Земле

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

После подсчета евреев Моше приказывает левитам собрать шатер и готовиться к походу. Моше обращается к Итро, но тот отказывается продолжить путь.

Месяц Адар

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

С наступлением Адара преумножают веселье