Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«День краток, работа обильна, работники ленивы, награда велика, а Хозяин требователен»Пиркей Авот 2,15
Великий мудрец и учитель своего поколения, составитель Мишны. Ученики называли его просто Раби (Учитель), или Рабейну Акадош (Наш Святой Раби).

Раби Йеуда, прозванный Святым, сын раббана Шимона бен Гамлиэль. Жил во 2 веке н.э. в Эрец Исраэль. Руководитель и наставник народа эпохи составления Мишны, которую сам отредактировал. Во всей талмудической литературе его зовут не иначе, как Раби, «наш учитель». По праву считается главным лицом своей эпохи, ибо обладал всеми качествами, необходимыми для самого высокого авторитета. Талмуд говорит: «Со времен пророка Моше никогда Тора, величие, знания и личные достоинства не сходились в одном человеке до такой степени гармонично, как в лице Раби».

Родился в тот день, когда римляне казнили раби Акиву. Учился у своего отца в академии города Уша в Галилее. Его учителями были великие сподвижники и ученики раби Акивы — раби Шимон бар Йохай, раби Элиэзер бен Шамуа, раби Йеуда бен Илай и др. Звание «наси», «князя», он получил в годы царствования Марка Аврелия.

Будучи очень состоятельным человеком, много помогал бедным. Так, во время голода он открыл свои амбары для всех желающих.

Главный подвиг его жизни — отбор и редактура Мишны, завершенные, впрочем, при его сыне. Законы, приведенные от самого Раби, начинаются в Мишне словами «Раби сказал». Многое, не включенное им в Мишну и представленное в Барайте и Тосефте, говорит о той громадной работе, которую ему пришлось выполнить. Вот несколько высказываний Раби: «Знай, что над тобой — видящий глаз, слышащее ухо и книга, куда записываются все твои поступки». «Многому я научился у своих учителей, еще больше у своих товарищей, но больше всего — у своих учеников».

Раби много болел, но с покорностью нес страдания, считая, что наказан свыше за случай, в котором не проявил милосердия. Однажды ему повстречались люди, ведущие на убой теленка. Вдруг теленок вырвался и подбежал к Раби, словно прося у него защиты. Раби сказал: «Ступай, для этого ты и создан»…

Жил он очень скромно, объясняя: «Или удовольствия в этом мире, или доля в мире грядущем». Современники сравнивали его с Ковчегом завета, в котором хранились храмовые Скрижали. Когда он умер, скорбящему народу было объявлено: «Ангелы боролись с людьми и победили — Ковчег завета унесен на небо».


Сегодня слово «содом» стало синонимом греха, разврата и морального разложения. Жители Сдома, Аморы и соседних городов настолько погрязли в своих грехах, что навлекли на себя большой гнев Всевышнего. Тора говорит, что Б-г «опрокинул» эти города. И если до катастрофы это место было одним из самых изобильных и благоприятных для жизни, то теперь даже озеро, которое образовалось в ходе катаклизма, называется Мертвым — как будто нам в назидание... Читать дальше

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

В недельной главе «Ваера» («И явился») рассказывается о полученном Авраhамом предсказании, что у Сары родится сын и когда именно, о городах Сдом и Амора (в привычном для русского читателя звучании — Содом и Гоморра), об их уничтожении и спасении Лота, о том, как царь Авимелех взял Сару к себе во дворец, но вынужден был возвратить ее Авраhаму, о рождении и обрезании Ицхака, удалении Ишмаэля, союзе с филистимским царем Авимелехом и о последнем, десятом испытании Авраhама — требовании Б-га принести в жертву Ицхака.

Лот, дочери и сыновья. Недельная глава Лех Леха

р. Ури Калюжный

Лот не был праведником, мягко говоря. Он поселился в Сдоме, столице грешников. Почему же Всевышний решил спасти его от участи других горожан? И почему Лот так неадекватно повел себя после спасения?