Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«День краток, работа обильна, работники ленивы, награда велика, а Хозяин требователен»

Рабби Тарфон – мудрец Мишны третьего поколения, жил в конце первого и первой половине второго века. Рабби Тарфон был священником и участвовал в исполнении обязанностей коаним в Храме (Талмуд Йерушалми, Йома, III , 7), и после падения Иерусалима он продолжал как потомок Аарона выполнять функции, отчасти связанные со службой в Храме. Например, уже будучи стариком, он показывал посещавшим его молодым талмидей-хахамим кипарисовую палку, которой он пользовался при очищении людей, исцелившихся от цараат, хотя уже невозможно было принести установленную для этого случая жертву.

Как алахист рабби Тарфон принадлежал к школе Шаммая (В. Талмуд, Евамот 15а), хотя известно, что, когда решение учеников Шаммая было, на его взгляд, слишком строгим, он предлагал иное решение. Большая часть его высказываний касается области гражданского права: он говорит об имущественном праве разведённой жены, о долгах, потравах, потерянном имуществе и т. д. Известны его алахические дискуссии с р. Акивой, к которому он относился с большой любовью (В. Талмуд, Ктубот 84а и др.), с р. Шимоном и р. Элазаром бен Азарья.

Рабби Тарфон пользовался глубоким уважением мудрецов, он был среди четырёх старейшин (арбаа зкеним), собравшихся для выяснения некоторых спорных мнений р. Элиэзера бен Гуркенус (В. Талмуд, Гитин 83а). Рабби Тарфон отличался скромностью и строгим отношением к своим обязанностям.

Отличаясь трудолюбием, он требовал того же и от других. Известно его изречение: «День краток, работа обильна, работники ленивы, награда велика, а Хозяин требователен» (трактат Авот II , 15). Он же говорил: «Ты не обязан кончить всю работу, но ты не можешь совершенно от неё отказаться» (там же).

Рабби Тарфон крайне враждебно относился к иудео-христианам (минин). Он говорил о возможности уничтожать их священные книги, несмотря на то, что в них упоминается имя Б-га, а по еврейскому закону нельзя уничтожать книги, если в них есть имя Б-га.


Эта глава начинается с заповеди жертвовать половину шекеля. Примечательно,что эту главу часто читают перед Пуримом, и как раз перед Пуримом и выполняется данная заповедь. Другая половина главы посвящена описанию греха золотого тельца и тому Великому прощению, которое оказал нам Творец. Читать дальше

Недельная глава Ки Тиса

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

«Ки тиса» («Когда будешь вести счет»). ДОЛГО ЛИ УСИДИШЬ НА ДВУХ СТУЛЬЯХ?

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний предписывает Моше определить число сынов Израиля («Когда будешь вести счет…») с помощью полушекеля, который внесет каждый из них на строительство Мишкана (переносного Храма). В такой форме евреям была дана заповедь приносить пожертвование на нужды Храма размером в полушекель. С этого приношения началось строительство Мишкана. В отсутствие Моше (он, как вы помните, сорок дней и ночей находился на горе Синай) евреи изготовили золотого тельца, поклонились ему и принесли жертвы. Моше спускается с горы с двумя скрижалями, видит это и разбивает скрижали. Сорок дней молится Моше, чтобы евреи не были истреблены в пустыне за этот грех. Б-г прощает евреев. Афтара к главе «Ки тиса» – отрывок из первой Книги царей (Млахим I, 18:1-39). (Напоминаем: афтара – отрывок из Пророков, который читают в синагоге по субботам после чтения недельной главы.) Этот отрывок рассказывает о временах царя Ахава, правившего северным – Израильским – царством, где проживали десять колен Израиля (два колена населяли южное царство – Иудею; раскол единого царства произошел после смерти царя Шломо). Ахав и его подданные поклонялись идолам, нарушая этим вторую из Десяти заповедей, запрещающую поклонение любым божествам, кроме Единого Б-га. Тема афтары связана с темой поклонения золотому тельцу в недельной главе.

Ки Тиса. вопросы и ответы

Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»

Вопросы и ответы по недельной главе

Золотой телец

Рав Шимшон Рефаэль Гирш

Почему Аарон выбрал фигуру тельца?