Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография раввина

Раби Гедалия-Моше бар Шломо Гольдман (р. Гедалия-Моше из Звиля; 5647—5710 /1887—1950/ гг.) — хасидский наставник.

Сын выдающегося праведника и чудотворца р. Шломо Гольдмана (р. Шломке из Звиля; см.), возглавлявшего хасидскую общину г. Звиля на Волыни.

Изучал Тору под руководством отца. Получил раввинское посвящение от двух духовных лидеров поколения — р. Мордехая Розенблата (р. Мотеле Ошмянера; см.) и р. Хаима Соловейчика (р. Хаима Брискера; см.).

В 5669 /1909/ году, в возрасте двадцати двух лет, р. Гедалия-Моше стал даяном (судьей) в Звиле — он помогал отцу в руководстве хасидской общиной. В начале 5680-х /1920-х/ годов, когда советская власть закрыла все еврейские общинные учреждения, он преподавал в подпольном хедере. После того, как 5686 /1926/ году отец уехал в Землю Израиля, р. Гедалия-Моше возглавил общину Звиля.

Несколько лет спустя он был арестован органами НКВД и отправлен вместе с сотнями других раввинов в сибирские лагеря.

В заключении он по-прежнему соблюдал законы кашрута и ежедневно накладывал тфилин. За все годы, проведенные в лагерях, он ни разу не нарушил шабат (R. Dovid Silber Noble lives 2, p.235).

В 5696 /1936/ году, отбыв срок заключения, он сумел вырваться из Советской России и приехать в Землю Израиля, в Йерушалим. В 5705 /1945/ году, после смерти отца, он сменил его во главе хасидской общины Звиля, укоренившейся в святом городе.

Р. Гедалия-Моше из Звиля умер двадцать четвертого хешвана 5709 /1950/ года.

Во главе хасидского «двора» встал его сын р. Мордехай из Звиля, возглавлявший общину до своей смерти, последовавшей в 5741 /1981/ году.

с разрешения издательства Швут Ами


Ту биШват — 15 Швата — также называют «Новым годом деревьев». В чем суть этого дня и как это связано с деревьями? Каковы обычаи и традиции Ту биШват? Читать дальше

Ту биШват. Во славу Эрец Исраэль

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Поскольку в Ту би-Шват принято рассказывать о достоинствах Эрец Исраэль, приведем несколько высказываний наших мудрецов, восхваляющих ее.

Недельная глава «Бешалах». Ту БиШват – новый год деревьев

Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»

Человек сравнивается с деревом, как сказано «ибо человек — дерево полевое».

Молитва о прекрасном этроге

Редакция Толдот.ру

Ту би-Шват — Новый год деревьев, поэтому хорошо в этот день произнести в утренней молитве (но можно и позже) эти стихи и просьбы. Известно, что у ашкеназских мудрецов есть традиция: в Ту би-Шват следует молиться об этроге, перечисляя все его свойства, чтобы всем евреям достались хорошие и красивые этроги в Суккот.

Ту-бишват

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Новой год для фруктовых деревьев. Ту-Бишват — 15 число месяца шват

Ту биШват

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

15-е число месяца шват. Новый год деревьев. «Ту» — 15 (числовое значение буквы тет — 9, буквы вав — 6), «би-шват» — «в месяце шват».

Ту биШват. Как благословляют на плоды?

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Поскольку в Ту би-Шват принято есть много разных плодов, следует внимательно изучить правила, согласно которым мы благословляем плоды до и после еды.

Ту биШват без насекомых

Рав Давид-Йеуда Вертлиб

Насекомые в пище, кроме того, что просто неприятны, еще и запрещены еврею Торой. Чаще всего местами их обитания являются свежие и сушеные ягоды и фрукты. А именно они — традиционное блюдо наступающего через неделю Ту биШвата. Как показывает опыт, простая проверка и мытье плода не всегда может уберечь от употребления в пищу насекомых. Представляем вам список указаний по проверке различных плодов, составленный равом Моше Вая, шлита, перевод рава Давида Вертлиба, 2013 год.

С Новым Годом!

Рав Натан Шустин