Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Алия, Хасиды, Рав Александр Кац, КГБ
Раби Гедалия-Моше бар Шломо Гольдман (р. Гедалия-Моше из Звиля; 5647—5710 /1887—1950/ гг.) — хасидский наставник.
Сын выдающегося праведника и чудотворца р. Шломо Гольдмана (р. Шломке из Звиля; см.), возглавлявшего хасидскую общину г. Звиля на Волыни.
Изучал Тору под руководством отца. Получил раввинское посвящение от двух духовных лидеров поколения — р. Мордехая Розенблата (р. Мотеле Ошмянера; см.) и р. Хаима Соловейчика (р. Хаима Брискера; см.).
В 5669 /1909/ году, в возрасте двадцати двух лет, р. Гедалия-Моше стал даяном (судьей) в Звиле — он помогал отцу в руководстве хасидской общиной. В начале 5680-х /1920-х/ годов, когда советская власть закрыла все еврейские общинные учреждения, он преподавал в подпольном хедере. После того, как 5686 /1926/ году отец уехал в Землю Израиля, р. Гедалия-Моше возглавил общину Звиля.
Несколько лет спустя он был арестован органами НКВД и отправлен вместе с сотнями других раввинов в сибирские лагеря.
В заключении он по-прежнему соблюдал законы кашрута и ежедневно накладывал тфилин. За все годы, проведенные в лагерях, он ни разу не нарушил шабат (R. Dovid Silber Noble lives 2, p.235).
В 5696 /1936/ году, отбыв срок заключения, он сумел вырваться из Советской России и приехать в Землю Израиля, в Йерушалим. В 5705 /1945/ году, после смерти отца, он сменил его во главе хасидской общины Звиля, укоренившейся в святом городе.
Р. Гедалия-Моше из Звиля умер двадцать четвертого хешвана 5709 /1950/ года.
Во главе хасидского «двора» встал его сын р. Мордехай из Звиля, возглавлявший общину до своей смерти, последовавшей в 5741 /1981/ году.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Батшева Эскин
Кто на самом деле управляет миром? В каждый период истории у конспирологов находится свой ответ на этот вопрос…
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5050 (1290) году около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии. Только через 400 лет евреи вернулись в Англию.
Браха Губерман
Жизнь рабейну Тама, величайшего мудреца и раввина
З. Рубашев
Статья рассказывает о "лжемашиахе" Якове Франке.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В начале «нового времени», когда страсти в Германии улеглись, все ужасы средневековой Европы пришлось испытать и польским евреям.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Христианские реформаторы и их отношение к евреям
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.
Михаил Френкель,
из цикла «История евреев Стамбула»
Жители еврейского квартала постоянно страдали от издевательств
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Папы сдерживали толпу от антиеврейских выступлений, намереваясь, таким образом, привести евреев к добровольному крещению