Из цикла «Великие раввины», темы: Йеошуа бин Нун, Реувен Пятигорский, Биографии раввинов
Йеошуа сын Нуна, в старых русских переводах Иисус Навин. Вождь еврейского народа в эпоху завоевания Эрец Кенаан. Являлся учеником и ближайшим сподвижником Моше. Сопровождал Моше, когда тот поднимался на гору Синай для получения Торы. Руководил еврейской армией в ее первой битве после Исхода из Египта — в сражении против Амалека. Входил в состав отряда двенадцати разведчиков, посланных в Кенаан. По возвращении в стан он и Калев выступили против остальных десяти, утверждавших, будто войти в Святую землю нельзя. За это лишь они двое из своего поколения удостоились права войти в Израиль.
Перед смертью Моше назначил его своим преемником. Йеошуа бин Нун руководил евреями все семь лет борьбы с кенаанскими племенами и еще семь лет, когда Землю делили между двенадцатью коленами. Сочетал в себе качества мудреца, пророка, праведника и полководца. Женился на Рахав, жительнице города Иерихо (Иерихона), взятого израильскими войсками первым из кенаанских городов. Потомками Йеошуа и Рахав были многие еврейские пророки.
Во всех битвах Йеошуа сражался в первых рядах своего войска. Умер 110 лет от роду, похоронен в Тимнат-Серах, в пределах колена Эфраима, из которого происходил, — где-то в районе современного Лода.
Им написана книга, которая так и называется — Книга Йеошуа, первая после Пятикнижия Торы, вошедшая в общий свод еврейских святых книг — Танах. Она посвящена периоду после смерти Моше и до смерти самого Йеошуа.
Трактат Мишны Пирке Авот начинается словами: «Моше получил Тору на Синае и передал ее Йеошуа бин Нун, а Йеошуа — старейшинам…» Отсюда мы видим, что Йеошуа является одним из самых центральных элементов цепочки, по которой Тора, передававшаяся веками, дошла до нас. Многие законы и положения Талмуда приводятся непосредственно от имени Йеошуа, сына Нуна.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Символ благочестия и усердия при изучении Торы.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»
Рав Ицхак Зильбер
Рав Эзриэль Таубер,
из цикла «Тьма перед рассветом»
Катастрофа и возвышение через страдание
Меир Левин,
из цикла «Отрывки из книги «Обретая себя»»
Из книги Меира Левина «Обретая себя»
Н. Изаксон
В день Рош-аШана родился Каин, пророк Элиша благословил женщину рождением ребенка; вернувшиеся изгнанники из Вавилона начали снова приносить жертвоприношения Г-споду. Историческая ретроспектива.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
«Не отклоняйся от того, что скажут тебе, ни вправо ни влево».
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Раби Элиэзер Агадоль – один из выдающихся мудрецов Израиля всех времен.
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Передача Устной Торы от Гилеля до раби Йегуды Анаси.
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»